Подпишись
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

О РЕГЛАМЕНТЕ (СТИЛЕ И СОДЕРЖАНИИ) СПОРОВ НА РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕМЫ ИЛИ «РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!» (в 4-х частях)                        

 

ЧАСТЬ 4

 

О РАЗЛИЧИИ ВО МНЕНИЯХ

 

Предлагаю вниманию читателей несколько поучительных историй — притч:

«Живут в соседних домах две разные семьи … Одни супруги всё время ссорятся, а у других всегда тишина и взаимопонимание. Однажды, позавидовав миру в соседской семье, жена говорит мужу:

– Сходи к соседям и посмотри, что это такое они делают, что у них всегда всё хорошо.

Тот пошёл, спрятался хорошенько и наблюдает.

Вот видит, женщина моет пол в доме, вдруг что-то её отвлекло, и она побежала на кухню. В это же самое время её мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его, и вода разлилась.

Тут пришла жена и, извиняясь перед мужем, говорит:

– Прости, дорогой, я виновата.

– Нет, это ты прости, я виноват.

Послушал спрятавшийся сосед этот диалог и пошёл домой.

Дома жена спрашивает:

– Ну что, посмотрел?

– Да.

– Ну и что?

– Всё понял! У нас все правы, а у них все виноваты…» (выделено П.Д.).

● «Молодая семья переехала в новый дом. На следующее утро, когда они завтракали, жена смотрела, как их соседка развешивает бельё.

“Посмотри, какое грязное бельё”, сказала она. “Она совсем не умеет стирать. Или ей нужен новый стиральный порошок”.

Её муж посмотрел в окно и промолчал. Каждый раз, когда их соседка вешала бельё сушиться, жена говорила то же самое. Однажды она очень удивилась, увидев, что на веревке висит красивое чистое бельё.

Она сказала мужу: “Смотри, она научилась стирать. Интересно, кто её научил”. Её муж ответил: я встал сегодня рано утром и помыл окна в нашем доме”.

Так же и в жизни. То, что мы видим зависит и от чистоты окна, через которое мы смотрим» (выделено П.Д.).

«Однажды собрал один мудрец своих трёх учеников. И показал им большой лист белой бумаги с маленькой чёрной точкой в середине. И спросил: что они видят? Один ученик сказал: точку. Второй добавил: чёрную точку. Третий ещё добавил — круглую чёрную точку. Тогда мудрец заплакал. Ученики спросили его, почему он плачет?  Мудрец ответил: если вы, глядя на большой лист белой бумаги, видите только одну маленькую чёрную точку, то вам сложно будет прийти к спасению, поэтому я и плачу!».

● «На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!

Над поляной, над цветами, трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.

Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.

Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:

– Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии? Муха насупилась:

– Не видела я здесь никаких лилий!

– Как! — воскликнула пчёлка. – Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!

Цветов я тут не видела, — пробурчала муха. – А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!

Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:

– Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!

Вот видишь,— сказал отец Паисий.– Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где — ирис, а где — гиацинт.

И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие — на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.

А ты на кого хочешь быть похожим? (выделено П.Д.)» (Пчела и муха. Притча старца Паисия Святогорца).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так давайте же, при обмене мнениями будем стараться быть похожими на пчелу, а не на муху и помнить, что наше понимание какого-либо вопроса также может быть ошибочным! Ибо то, что мы видим зависит не только от рассматриваемого объекта, но и от нас самих! От чистоты той духовной призмы, через которую мы смотрим на мир и воспринимаем его! От нашей личности!

И давайте не будем использовать агрессию, как форму (способ) ведения споров, поскольку это, в первую очередь, проявление невежества! Кроме того, невежественная и необоснованная агрессия есть одновременно и мать, и дитя процесса вырождения и извращения основных христианских ценностей веры, надежды, любви, смирения, кротости, разумности, мудрости, благочестия.

Прот. Алексей Уминский говорит, что агрессия в Церкви может выливаться  «в агрессивное и злобное проявление своей веры, которая, якобы, имеет благую цель — защиту наших святынь» (13).  При этом, поскольку в  Евангелии агрессии места нет, то «исцелять эту агрессию в обществе может только христианин, у которого есть возможность даже своего врага полюбить, даже не отвечать ударом на удар, а ненавистью на ненависть. У нас есть такая возможность. Мы могли бы дать этому миру пример того, как исцеляется агрессия, но, к сожалению, пока не дали» (13).

А ведь умение спокойно выслушать в споре противоположную точку зрения и привести при этом  конструктивные доводы, без перехода на невежественный тон,  осуждения и личностные оскорбления, является признаком мудрости, ума, компетентности, интеллигентности. Однако, к большому сожалению, такое встречается нечасто!   

Также ещё раз отметим, что обсуждение любой темы может вестись в двух, принципиально различных, направлениях: эмоционально агрессивном (когда человеком правят эмоции и страсти, а не разум) и конструктивном (когда человеком правит разум, а не эмоции и страсти). В первом случае — просто теряется время, отодвигается истина, нагнетается напряжённость. Во втором — время плодотворно используется для анализа мнений и их оснований. Это позволяет взаимными усилиями приблизить или найти истину, не переходя на личности и агрессию. 

И помните: если ваши оппоненты, — будучи не в состоянии привести доводы в защиту своего мнения, — переходят на грубость, то вы ПОБЕДИЛИ! Ибо, у них не осталось никаких доводов, и их отсутствие они пытаются компенсировать откровенным невежеством (как в предмете спора, так и в стиле его ведения), которое является зеркальным отражением и проявлением их собственного менталитета, включая когнитивные особенности!

Также следует помнить, что одним из самых ценных даров для нас является время нашей земной жизни. И одной из хитрых уловок дьявола является внушение нам мысли, что его осталось ещё много. Поэтому не стоит тратить это время на выведение невежд из состояния их невежества, если это невежество является агрессивным, а его носители — руководствуются лишь собственными амбициями и/или необоснованной уверенностью в собственной непогрешимости в богословских вопросах. Ибо сказано: «блюди время и хранися от лукавого» («наблюдай время и храни себя от зла») (Сир. 4: 23).

И в заключении хочу привести слова известного сказочного персонажа кота Леопольда: «РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!»

***

Господи, укрепи нашу веру и волю.

Господи, умудри наше сердце и просветли наш ум.

Господи, наставь нас на путь Истины, путь к Царству Небесному,

путь к Жизни вечной. Аминь.

 

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х тт. — Т. 1. — Изд-во П. П. Сойкина. 1992.
  2. Епископ Керченский Иларион (Алфеев), док. богосл., док. филос. Богословие митрополита Сурожского Антония в свете святоотеческого Предания / Антоний, митр. Сурожский. Труды. — М.: Практика, 2002.
  3. Священник Даниил Сысоев. «Кто как Бог?» или сколько длился день творения. — М.: Изд-во Душепопечительского Центра св. Иоанна Кронштадтского, 2003.
  4. Свт. Феофан Затворник Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — М.: 1999.
  5. Св. Иоанн Кронштадтский. Творения. Дневник // Т. II. 1859 — 1860. Богопознание и самопознание, или внутреннее священнонаучение от Святого Духа. — М.: Отчий дом; Северная обитель, 2003.
  6. Алипий (Кастальский — Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.
  7. Митр. Московский Филарет. Слова и речи. Т. 4. 1882.
  8. Св. Григорий Нисский. Творения. М., 1868. Ч. 7.
  9. Введенский мужской ставропигиальный монастырь «Оптина Пустынь». Толкование Священного Писания. 2010-2016.
  10.  Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд. перабот. и доп. — М.: Республика, 2001.
  11.  Преп. Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. 1.
  12.  Малиновский Н., прот. Очерк православного богословия. — М.:

 Православный Свято — Тихоновский богословский ин-т, 2003.

  1. Прот. Алексий Уминский. Агрессия и христианство. Сайт «Православие и мир», 2013. 
  2.  Алексий (Бабурин), иер. Монах Андроник. Из разговоров с А. Ф. Лосевым // Москва. — 1995. — №4.
  3.  Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия:  в 2-х т. — Т. 1. — СПб.: Сатисъ, 2002.
  4.  Добротолюбие / пер. с греч. Свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. — Т. 1. — М.: Изд-е Сретенского мон-ря, 2004.

17. Анастасия Рахлина. Патриарх Сербский Павел (Стойчевич),  15 ноября 2012 года. 

18. Сайт «Православие.ру». Ст.: «Антоний Великий (251-356). Из Отечника святителя Игнатия (Брянчанинова)». 

19. Максим Буев. Ст.: «Как научиться конструктивно спорить», 08.01.2017. Газета «Ведомости». 

20. Максим Шапиро. Ст.: «Как распознать идиота во время дискуссии». Сайт «Еconet». 

21. Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. Часть 3-я триады I (глава 3). Ответ 3-й, п. 1.

22. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. — Свято-Троицкая Лавра, 2004. Перевод с греческого выполнен А. Крюковым.

23. Свящ. Павел Адельгейм. Любовь соединяет. 24.12.2012. 

24. Лихачев Д. С. Письма о добром. Научное издание. Утверждено к печати редколлегией серии  «Литературные памятники». Москва - Санкт-Петербург.  Наука - Logos. 2006.

25. Сайт «Библия-Центр». Ст.: Мысли вслух на 1 Кор. 8: 1 от 30.08.2016.        

26. Сайт «Библия-Центр». Ст.: Мысли вслух на 1 Кор 13: 12 от 21.08.2017.     

27. Сайт «Библия-Центр». Мысли вслух на 1 Кор. 3: 11 от 26.08.2017.

28. Размышления о цели и смысле земной жизни человека. [Текст, составление] — М.: Оранта, 2017. — 368 с. — (Христианская антропология и современность. Вып. 2).

29. Свт. Григорий Богослов. Слово 3 // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиеп. Константинопольского. Спб, 1912 г. Том 1.

30. Свт. Григорий Богослов. Слово 21, похвальное Афанасию Великому // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиеп. Константинопольского.  Спб, 1912 г. Том 1.

31. Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих.

32. Сайт «Фитнес для мозга». Ст.: Жванецкий про умных людей.

спор полемика дискуссия диалог регламент обмен мнениями обсуждение интеллигентность агрессия невежество религиозный фанатизм догматы ересь

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий