Опыт великого художника-импрессиониста Клода Моне показывает, что активное долголетие — не сказка. Здесь значение имеет все: режим дня, характер питания, уровень физической активности, наличие вредных привычек, склонность к депрессии и умение радоваться жизни и т.д. Главное — никогда не поздно выработать новые полезные привычки, чтобы улучшить здоровье. И это доступно каждому.
Я готовилась к лекции по активному долголетию, когда неожиданно открылся список знаменитых людей, имевших пристрастие к табаку. Взгляд остановился на имени Клода Моне, французского художника и великого импрессиониста. Это имя мне было с детства знакомо. Более того, Клод Моне — мой любимый художник и его образ никак не вязался с курением. Я заинтересовалась.
Моне дожил до преклонного возраста — 86 лет. В 1926 году, когда умер Клод Моне, продолжительность жизни французов была 52 года. И мне показалась очень удачной идея включить в лекцию пример активного долгожителя Клода Моне.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Однако такой информации я нигде не нашла. Зато много ответов дала биография великого художника. В книге приводится много выдержек из писем Клода Моне, поэтому мне было удивительно получить так много информации «из первых рук» о его здоровье.
Я совершила небольшое путешествие во времени — вернулась на 100 лет назад, взглянула на жизнь великого импрессиониста Клода Моне под прицелом долголетия. Мне понравилось это путешествие и с удовольствием делюсь итогами.
«Зимой и летом Моне вставал вместе с солнцем и спать ложился так же вместе с ним. Никогда не закрывал окон спальни. Ни ставнями, ни занавесками. Будили Моне первые лучи солнца. На завтрак съедал поджаренную сосиску, выпивал стакан белого вина, закуривал сигарету и шел работать. Когда солнце скрывалось за горизонтом, ужинал и шел спать. И часто Моне повторял: если солнце спит, что еще делать?» — так вспоминал актер и писатель Саша Гитри.
Моне очень любил солнце. И если солнца нет, то ему нечего делать. Однажды Клода Моне навестил Гюстав Курбе, французский живописец, пейзажист, портретист:
— Ты что, сегодня не пишешь?
— Так солнца ведь нет…
— Ну и что? Перенеси холст в дом! Отделывай детали! — посоветовал Курбе.
— Нет, буду работать только на пленэре (фр. en plein air — «на открытом воздухе»).
Моне всегда работал на пленэре: в лесу, на реке, на берегу моря, в саду. Везде! В любую погоду. И зимой пленэр не отменял.
Зимой 1897 года Моне писал пейзажи Пурвиля. В письме к жене писал: «18 января... Жуткая погода. Ледяной ветер, непроглядный туман… Я старею… Снег и собачий холод… Слякоть и грязь…». И тут же с восторгом: «Море сегодня восхитительно в ярости. Шесть холстов за сегодняшний день! Господи, до чего это прекрасно и как трудно! Но ничего, мы еще поборемся…».
Снова и снова неутомимо шагал художник по пляжам Пурвиля и подыскивал очередное место для работы. Моне писал: «в шесть утра выхожу на поле битвы». Это и правда. Его отношения с погодой похожи на битву, но он не останавливался перед трудностями. Обладал удивительной целеустремленностью.
Друзья художника запечатлели образ работающего Моне: Пьер Огюст Ренуар написал картину «Моне пишет свой сад» (1873); Эдуард Мане — «Клод Моне, работающий в лодке» (1874); американский художник Джон Сингер Сарджент — «Клод Моне на опушке леса».
Клод Моне за работой восхищал не только художников. Ги де Мопассан, крупнейший французский новеллист, в газете «Жиль Блаз» (сентябрь 1886 года) делился впечатлениями с читателями: «…Я часто сопровождал Клода Моне в его поисках впечатлений. На самом деле [Моне] больше напоминал охотника, чем художника. Следом за ним шагали дети, несшие холсты — пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет, но запечатленный в разное время суток и при различном освещении. По мере того, как менялись небеса, поочередно брал то одно то другое полотно, чтобы затем перейти к следующему. Моне вглядывался в пятна света и тени, выжидал, подстерегал нужное мгновение, а потом вдруг словно ловил солнечный луч или проплывающее облако и несколькими быстрыми движениями кисти наносил на холст, не думая об условностях и презирая все фальшивое.
Однажды удалось подсмотреть, как Моне поймал переливающийся отблеск света, упавшего на белую скалу, и тотчас же зафиксировал его в виде нескольких мазков желтого оттенка, удивительным образом передающих этот неуловимый эффект ослепительного свечения. В другой раз словно набрал ладони ливня, обрушившегося на море, и плеснул потоки на полотно. Моне писал дождь, только дождь и больше ничего, и за пеленой угадывались очертания волн, утесов и неба…»...
Пьер Огюст Ренуар «Моне пишет свой сад» (1873)
Клод Моне много работал на свежем воздухе. Постоянно и без устали искал подходящие места для работы. Часто он совершал многочасовые многокилометровые пешие поиски. Круглый год и в любую погоду! Не взирал на ветер, дождь, слякоть и грязь, палящее солнце и пронизывающий мороз.
Поклонников творчества Клода Моне одновременно радует и удивляет обширное наследие картин. Моне отличался ошеломляющей работоспособностью. Из статьи Мопассана известно, что Моне писал «пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет». И это не предел!
Когда Моне работал над серией картин в Лондоне и писал знаменитые лондонские туманы, одновременно работал сразу над двенадцатью полотнами! К этому времени у Моне была всемирная слава. Покупатели настойчиво атакуют агентов Моне, чтобы как можно скорее приобрести заветное полотно. Снова и снова агенты просят Моне прислать хоть несколько картин для аукциона. Но Моне отвечает агенту Полю Дюран-Руэлю: «Не могу отправить ни одного полотна из Лондона. Мне просто необходимо, чтобы все они были рядом. Я дорабатываю их все вместе».
Краски и полотна, сразу 5-6, а то и 12 штук, — немалый вес. Перевозить к месту работы и обратно такой груз — это тяжелый ежедневный физический труд.
Нрава Моне был переменчивого, как и положено художнику.
В детстве часто надолго замыкался в себе и хранил хмурое молчание. В в ранней молодости Клод сторонился разговоров и поэтому охотно напускал на себя насупленный вид. Таким и оставался до старости.
В молодости Моне часто падал духом. В эти моменты у него опускались руки: «Ничего не получается… Начинаю работать и понимаю, что все надоело… и видится в черном цвете… Разочарования, обиды, надежды и новые разочарования…».
В преклонном возрасте на Моне наступала слепота и делала его особенно раздражительным. Он боялся, что не сможет писать картины.
Сохранились воспоминания прачки Зелии Пикар: «Ладить с ним было нелегко. Хорошо еще, что с ним сталкивалась редко, а имела дело с госпожой Бланш (приемной дочерью Моне). Часто видела издали как Моне шел к пруду через сад. Моне вечно ворчал - такой уж сварливый характер! Вот, например, даже не знаю какие у него зубы — ни разу не видела, чтобы Моне улыбнулся!».
«В дни, когда Моне был не в настроении и глядел исподлобья, здороваться с ним было необязательно — всё равно никому не отвечал!» — вспоминала соседка г-жа Брюно.
«Моне – молчун. Но как красноречив взгляд его черных глаз!» — сказал Эдмон де Гонкур, французский писатель.
Тем не менее Моне умел радоваться жизни. Он очень любил свою жену. Радость он находи в работе — удачно написал картину или когда находил натуру для пейзажа. Моне был очень доволен, когда купил участок земли и обустроил там пруд с мостиком и лилиями. Он задумал и написал серию картин с лилиями в пруду. Нет ничего лучше, когда мечты сбываются!
Если Моне что-то требовалось для написания удачного полотна - проявлял смекалистость и настойчивость, не боялся показаться странным или смешным.
Весной 1889 года, три месяца Моне провел в Крезе. Выбрал чудное место со старым дубом. «Это старое, словно покрытое сединой, грозное в одиночестве дерево простирало узловатые ветви над шумно ревущим потоком, в котором яростно сталкивались воды обоих Крезов…» — писал художник жене.
В начале мая Моне снова явился к старому дубу. Пришло время завершить работу над набросками, которые сделал в начале марта. И с ужасом увидел, что дуб покрылся молодой листвой… Моне не растерялся и разыскал владельца земли, на которой росла его «модель»: «Плачу пятьдесят франков, если оборвёте с дуба все листья. Дуб должен стать таким, как и зимой!» Можно только догадываться, что почувствовал в этот момент крестьянин…
Уже дома Клод Моне рассказывал детям и жене, что крестьянин сначала не поверил. Он оторопел. Решил, что это не может быть правдой. Таким странным показалось ему предложение незнакомца. А когда узнал, что это серьезное предложение, то согласился. Довольный Клод Моне писал жене 9 мая: «У меня большая радость. Я получил разрешение оборвать с дуба все листья! Притащить к этому оврагу лестницы нужной высоты оказалось нелегким делом, но в конце концов все уладилось. Со вчерашнего дня над деревом трудятся двое рабочих. Ну разве не удача — написать в это время года зимний пейзаж!»
Жан Пьер Ошеде (сын) подтверждал, что когда на отца «накатывали приступы дурного настроения, и жизнь тогда становилась невыносимой. [Отец] уходил к себе в комнату, и мы не видели его целый день, а то и два. За столом все сидели молча, боялись пошевелиться. Тишину нарушал только стук вилок о тарелки.» К счастью, подобные периоды длились недолго.
«Если радовался тому, что очередная картина удалась, то к обеду выходил, распевая во все горло арию тореадора из «Кармен». Или сочинял на тот же мотив что-то вроде: «Все за стол! Все за стол! Жареные голуби хороши, пока горячи!»
На завтрак, как упоминалось выше, для Моне подавали поджаренную сосиску и стакан белого вина.
Кухарка Анна Превост, рассказывала, что «Г-н Моне ел много, но ел не все подряд. В доме было много книг по кулинарии. Подолгу Моне листал страницы, выискивая рецепт. А затем просил приготовить. Например, любил грибы, которые г-н Мишель сам собирал в лесу. Еще любил спаржу, только не переваренную, а полусырую».
«Салаты [отец] предпочитал заправлять сам. Видели бы вы, как он это делает! [Отец] насыпал в салатную ложку перец горошком, предварительно раздавленный, посыпал крупной солью. Потом заливал оливковым маслом и капелькой винного уксуса так, что соус едва не переливался за края ложки. И щедро поливал этой смесью салат, листья которого становились черными от перца. Такой салат мог есть только сам Моне!» — рассказывал Жан Пьер Ошеде:
А еще Клод Моне любил хорошее вино, которое заказывал ящиками для домашнего погреба; ошпаренные каштаны и омаров! Вот, что сам Клод Моне рассказывал: «[в Бель-Иль-ан-мер в 1886 году] остановился в гостинице ... В первый же раз, когда пришло время обеда, хозяйка сказала: „Сегодня ничего нет кроме омара. Вы омара любите?“ Дьявольщина, люблю ли я омара! Подите-ка спросите любого парижанина, любит ли он омара! „Еще бы, хозяюшка! — отвечаю. — И готов его есть круглый год, в любых количествах!“ За небольшим столиком в углу зала, и начался роман с омаром. Я ел омаров по понедельникам, вторникам, средам, четвергам, утром и вечером. В конце второй недели взмолился о пощаде! Работал я целый день на свежем воздухе и по вечерам с удовольствием забирался в одинокий уголок, наблюдая в свете лампы за матросами, которые чокались стаканами и читали по очереди „Луарский маяк“»...
Когда Моне закурил — неизвестно. В биографии о молодом Моне сведений нет. Первое упоминание относится к возрасту 40 лет.
«[Отец] никогда не докуривал сигарету до конца. Часто вообще забывал, что курит, — когда сигарета гасла, [отец] выбрасывал ее» - вспоминал сын. «В доме окурки не выбрасывали, а складывали в коробку. В Живерни жил побирушка, который иногда заглядывал в наш дом. И уходил донельзя счастливый — еще бы, он уносил „бычки“ почти нетронутых сигарет!»
Получился забавный факт: Моне закуривал, а курить забывал!
Секреты долголетия от Клода Моне оказались очень простыми. Жизнь Моне была устроена очень рационально. При этом образ жизни художника согласуется с современными рекомендациями по ЗОЖ:
Вставал с первыми лучами солнца, и ложился с закатом. Наука “хронобиология” изучает взаимосвязь здоровья человека и времени суток. Организм человека устроен по типу часов — каждому процессу свое время.
Самая высокая ценность сна в период с 23:00 до 3:00 утра.
Завтрак обязателен: с утра загрузить желудок пищей и обеспечить организм энергией.
В 2017 году Нобелевская премия по медицине вручена за работы в области хронобиологии. Открыт механизм, регулирующий циркадные ритмы организма — его назвали внутренними клеточными часы. Биоритмы человека регулируются на биохимическом уровне. Последовательность биохимических реакций описали ученые-лауреаты. Нарушение режима дня сбивает биохимические реакции и приводит к нарушению функций организма. Например, нарушается сон. Длительное нарушение сна ведет к нарушению психики человека.
Режим дня Моне способствовал важному моменту: рационально чередовать работу и отдых. Это позволяло Моне поддерживать высокую работоспособность. Он всегда находил время отдохнуть после рабочего дня и дома, и в поездках.
Спать ночью, бодрствовать днем. Просыпаться с первыми лучами солнца! Ежедневно бывать на свежем воздухе. Не переутомляться! Рационально чередовать время работы и отдыха.
Клод Моне работал только на пленэре. В поисках натуры для пейзажей проходил много километров. Его не останавливала ненастная погода и палящее солнце.
Сохранить здоровье помогают пребывание на свежем воздухе и продолжительные пешие прогулки.
Для здоровья полезно ежедневно проходить 10 тысяч шагов в день! И даже реклама обещает «ги ги за шаги». Эксперты ВОЗ определили, что для поддержания здоровья необходимо — не менее 30 минут умеренных физических нагрузок 5 дней в неделю. А их увеличение даст дополнительные преимущества.
Клод Моне обязательно завтракал, рано ужинал. Любил мясо и овощи, морепродукты, ежедневно ел салаты и заправлял их оливковым маслом.
Завтрак — признак здорового пищевого поведения. Утренний голод — маркер правильного режима питания и оптимального количества еды в течение дня. Хронобиология напоминает, что завтрак необходим организму для поддержания работы внутренних часов. Пользу приносит питание, которое сбалансировано по содержанию белков, углеводов, жиров и калориям. При приготовлении пищи желательно использовать растительные масла и ежедневно потреблять 400-800 г овощей и фруктов.
«Завтрак съешь сам, обедом — поделись с другом…» Правильное питание сбалансировано и по режиму питания и по количеству содержания белков, углеводов и жиров.
Поддерживать разнообразие рациона — не менее 10 видов продуктов в день. Полезно ежедневно есть сырые овощи. Например, в виде салатов. Заправлять их растительными маслами.
Моне часто хмурился и был в плохом настроении. Депрессия сокращает продолжительность жизни, так как повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и осложнений, а также повышает риск несчастных случаев.
Однако, как никто другой, Моне умел радоваться мелочам — жареным голубям или оборванным листьям с дуба. Главное счастье для него — удачное полотно! Моне очень любил свою жену и детей. Он ежедневно писал ей из поездок, делился трудностями и радостями. Моне был счастлив в браке.
Клод Моне так увлеченно работал, что успевал только зажечь сигарету — она оставалась почти нетронутой, когда Моне ее бросал. Брать сигарету в руки и забывать курить! Такая привычка здоровью точно не навредит.
Опыт великого художника-импрессиониста Клода Моне показывает, что активное долголетие — не сказка. Долголетие ассоциируется с хорошим здоровьем. Если здоровье человека принять за 100 %, то роли здравоохранения отводится всего 10%, по 20% — экологии и наследственности. А вот 50 % здоровья складывается из образа жизни.
Здесь значение имеет все: режим дня, характер питания, уровень физической активности, наличие вредных привычек, склонность к депрессии и умение радоваться жизни и т.д.
Главное — никогда не поздно выработать новые полезные привычки, чтобы улучшить здоровье. И это доступно каждому.опубликовано econet.ru.
Ольга Парфенова, специально для эконет.ру
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий