Почему нет отношений, почему распался брак, почему не берут замуж - Часто люди отрицают наличие проблем у себя, считая, что если изменится партнер, то их отношения станут счастливыми и гармоничными.
Очень часто любовь путают с созависимостью. «Не могу жить без тебя», «Мы - одно целое», «Я - это ты, ты это я», «Не будет тебя - не будет меня» - под таким девизом нам преподносят любовь в фильмах, песнях, романах.
Даже сказки и классические литературные произведения формируют с раннего возраста представление о любви как о неких качелях - счастья, когда милый рядом, и пучины страдания, в которую погружается герой в моменты размолвки.
Но если любовь дает человеку радостное и спокойное фоновое настроение, то созависимость - как раз наоборот - яркие эмоциональные качели от одного полюса к другому.
Для подобных отношений характерна эмоциональная, физическая или материальная зависимость от партнера, чрезмерное погружение в его жизнь и желание держать все контролем.
К созависимым отношениям склонны люди с зависимой структурой личности, которая формируется в раннем детстве, при нарушении стадий развития формирования психологической автономности.
Если на этой стадии потребности ребенка фрустрируются (он плачет, но мама к нему не подходит), подменяются (например, как только ребенок заплакал, его пытаются накормить, игнорируя другие потребности), мама эмоционально отстранена или отсутствует, то базовое доверие к миру не формируется, и во взрослом возрасте человек может безосновательно бояться окружающего мира и любых перемен в жизни.
Если на этой стадии родители не давали свободы, чрезмерно опекали ребенка, то во взрослом возрасте у него будет чрезмерная потребность в свободе, которую он будет отвоевывать. В каждом вопросе он может видеть попытку контроля, посягательство на его свободу. Если родители не были надежной опорой, взрослому человек может избегать близких отношений из-за страха отвержения. Если не сформировалось постоянство объекта, человек будет склонен к идеализации и обесцениванию, к качанию в полярные состояния от «все прекрасно» до «все ужасно», в отношениях ему будет сложно выдерживать нормальные периоды сближения и отдаления - возможные для него варианты - это слияние либо разрыв.
Если на этой стадии родители подавляли, не давали возможность выбирать - во взрослом возрасте сложно будет дифференцировать свои желания, потребности. Будет потребность, чтобы кто-то руководил, указывал, что и как делать. Если не сформировался образ «хорошего» себя, то взрослый не будет давать себе права на ошибку, его оценка себя будет зависеть от внешних факторов.
При неблагополучном прохождении первой стадии человек будет склонен к созависимому поведению - не чувствует собственных границ, не осознает своих чувств, желаний, целей, желания значимого другого на первом месте. Привязчив, отношения нужны для безопасности и ощущения себя живым, целым. Не способен разорвать отношения, даже если они приносят только страдания, т.к. одиночество для него просто невыносимо.
Причина его настроения -- это всегда другой, поэтому склонен жертвовать своими интересами во избежание конфликтов. Высокая толерантность к дискомфорту, низкая чувствительность к боли. Склонен обвинять себя в проблемах других людей.
При нарушениях на второй стадии человек будет склонен к контрзависимому поведению - свои границы слишком жесткие, склонен не замечать границ другого, или проламывать их. Для него не существует компромисса - есть его мнение, и есть неправильное. В отношениях склонен к позиции «или по моему или никак». Не выносит критику. Инаковость других вызывает агрессию. Пытается все контролировать. Считает, что лучше знает, что нужно другому. Низкая толерантность к дискомфорту, высокая чувствительность к боли. Склонен обвинять других в своих проблемах.
Чаще всего формируются отношения с созависимым, находящимся на другом полюсе -- созависимый и контрзависимый притягивают друг друга как плюс и минус.
В начале психотерапии созависимые часто рассказывают не о себе, а о своем партнере, его чувствах, мотивах, много сил уходит на поиск причин его поведения. При этом клиенту очень сложно говорить о себе, своих чувствах, целях, планах.
Поэтому начальным этапом терапии является возвращение чувствительности клиента к себе. И в дальнейшем это процесс «доращивания» дефицита самодостаточности и целостности личности, формирование новых , более конструктивных способов взаимодействия с миром.
Всем известно, что предотвратить легче, чем исправить. Важно знать и понимать механизм формирования нарушений в детском возрасте, чтобы осознанно помогать детям в освоении задач, соответствующих каждой стадии, и тем самым способствовать формированию здоровых границ личности ребенка и его способности строить гармоничные отношения.
Добавить комментарий