Исцеление больного при купальне (Ин. 5)
§4. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
1. Страдания человека в падшем мире могут происходить по различным причинам, напр., из-за собственных грехов; из-за грехов других людей; для испытания, смирения, очищения, укрепления в праведности; по «естественным причинам».
2. Наказания за грехи отцов могут переходить и на детей, — не виновных в этих грехах, — но только в случае проявления детьми ненависти к Богу или, — как говорит блж. Феофилакт Болгарский, — когда дети совершали такие же грехи (18: 345). В данных случаях, причиной наказания детей будут являться их собственные грехи, а не грехи их родителей. Однако само наказание детей здесь будет складываться из наказания за собственные грехи и наказания за грехи их родителей.
3. Детям не вменяются (не засчитываются) в вину, или в ответственность, грехи их родителей. Другими словами, — дети не обвиняются в грехах своих родителей. Им могут, в определённых случаях, передаваться только определённые последствия этих грехов. Блж. Феофилакт Болгарский пишет: «слагать грехи отцов на детей, ни в чем не виноватых, несправедливо» (18: 344).
И в заключении отметим, что если человек сознает цель своей жизни, то и сама жизнь приобретает для него определенный смысл, заключающийся в достижении выбранной цели. Это гармонизирует психические силы человека (разум, чувства, волю), создавая духовную направленность. Именно поэтому так важно выбрать правильную цель жизни, дающую человеку благодатную жизнь, как на земле, так и после земной жизни. И тогда уже в жизни земной не будет места рабству грехам и страстям, которые могут стать для человека ложными и лукавыми богами, разрушающими его душу и тело, а также душу и тело его потомков (26). Ибо грех — первопричина всех страданий!
* * *
Господи, Иисус Христос — Сын Божий,
да будет суд Твой над нами не по справедливости,
а по Твоей великой милости, по множеству щедрот Твоих
и Твоему человеколюбию.
Цитируемая литература
1. Платон, архим. Православное нравственное богословие. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
2. Иоанн Максимович, свт. Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей. — М.: Благовест, 2003.
3. Год души: Православный календарь с чтением на каждый день: 2009 год / сост. И. Смолькин. — М.: Бригантина, 2008.
4. Амвросий (Юрасов), архим. О вере и спасении: Вопросы и ответы. — Иваново, 1997.
5. Бахтин М. В. Счастье и блаженство в свете христианской антропологии: учебное пособие / пред. А. Пронина. — М.: Московский ин-т духовной культуры, 2006.
6. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. Репринтное издание.
7. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. — Т. I-II. — Изд-во П. П. Сойкина.
8. Филарета Митрополита Московского и Коломенского творения / вст. ст., сост. свящ. М. Козлова. — Отчий дом, 1994.
9. Константин (Горянов), еп. Тихвинский. Сайт «Библия и медицина». [Электронный ресурс].
10. Добротолюбие / пер. с греч. Свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. — Т. 1. — М.: Изд-е Сретенского мон-ря, 2004.
11. Год души: православный календарь с чтением на каждый день: 2005 год / сост. И. Смолькин. — Московский Патриархат; Молдавская Митрополия; Единецко-Бричанская епархия, 2005.
12. Максим Исповедник. Кн. 2. Вопросы и ответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I – LV. — М.: Мартис, 1993.
13. Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие: в 2-х тт. — Т. 1. — М.: Молодая гвардия, 1999.
14. Берестов. А., иер. Грех, болезнь, исцеление. — М.: Путь; Центр духовных и социальных программ св. прав. Филарета Милостивого, 2005.
15. Святейший Патриарх Кирилл. «Личное состояние души священника является решающим фактором». // РПЦ. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс], свободный. — Загл. с экрана.
16. Толкование на Иер. 31: 29. // Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под ред. А.П. Лопухина.
17. Феодорит Кирский, блж. Творения. Т. 1: Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 98.
18. Святое Евангелие от Иоанна с толкованием блж. Феофилакта. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996.
19. Алексей Попов. «Отцы ели кислый виноград…». Несут ли дети ответственность за грехи своих родителей? 30.03.2018. // Сайт «Православие. Ру». [Электронный ресурс], свободный. — Загл. с экрана.
20. Добросельский П. В. О полемических аспектах происхождения, грехопадения и цели земной жизни человека. — М.: Благовест, 2009. — 816 с. — (Очерки православной антропологии. Вып. 5).
21. Толкование Священного Писания. Монастырь «ОПТИНА ПУСТЫНЬ». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bible.optina.ru/, свободный. — Загл. с экрана.
22. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. — М.: Ладья, 2000.
23. Григорий Богослов, свт. Слово 45. На Святую Пасху.
24. Алипий (Кастальский — Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002.
[1] За исключением первородного греха (грехопадения Адама и Евы), духовные и физические последствия которого передаются всем людям (см. «Предисловие» настоящей статьи). Здесь, потомки Адама и Евы, не принимая никакого участия в их грехопадении в Раю, по закону преемственности, испытывают на себе его последствия.
[2] Под происходящим по «естественным» причинам мы будем понимать происходящее в соответствии со свойствами (закономерностями, законами), которыми Бог наделил сотворенные Им объекты.
«Весь он (вещественный мир — П.Д.) состоит из законов и подчинен этим законам; и законы эти очевидно — дело Премудрого, Всеблагого и Всемогущего Духа, Дух этот есть Бог» (150: 537, 538). «Слава Тебе, явившему непостижимую мудрость в законах вселенной; слава Тебе, вся природа полна законов Твоего бытия» (акафист благодарственный «Слава Богу за все», икос 7). «По окончании творения Бог предоставил миру жить и развиваться по установленному Им плану и законам (или, как принято говорить, по “законам природы”» (177: 121). Свт. Игнатий Брянчанинов говорит: «Мне дано узнать, что природа управляется обширнейшим, премудрым законодательством, что законодательство это одинаково объемлет и громаднейшие, и самые малейшие творения. Ничто из существующего не изъято из подчинения законам» (148: 4).
[3] Вот как комментирует прп. Исидор Пелусиот слова Иисуса: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9: 3): «Апостолы как ученики премудрости и любители истины, видя, что Спаситель внимательно смотрит на слепого … предлагают Ему два общеизвестных учения, над исследованием которых трудились люди. Поскольку эллины утверждали, что согрешила душа и в наказание за это послана в тело, а иудеи признавали, что грехи предков переходят на потомков по написанному: за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода (Втор. 5:9), то ученики, как Ведающему все прежде рождения, говорили Господу: кто согрешил, он, как говорят эллины, или родители его, как говорят иудеи, что родился слепым? Истина же не темный, не уклончивый, не загадочный дала ответ, но прямой, превосходящую всякую ясность, потому что отринула то и другое, сказав: не согрешил не он (ибо мог ли согрешить до рождения?), ни родители его, очевидно в том, что родился слепым … Хотя вероятно, что они согрешили и действительно были грешны, но и при сем не они виноваты в несчастии. Для чего же родился слепым? Чтобы на нем явились дела Божии*, то есть природа допустила недостаток, чтобы проповедован был Художник» (цит. по 162. См. статью от 13 мая).
* Пояснение: «Буквальный смысл этих слов не оставляет сомнения в том, что человек этот был поражен от рождения слепотой с целью со временем показать на нем чудодейственную силу Иисуса Христа! Но справедливо ли такое поражение слепотой, такое тяжелое наказание для человека, еще не согрешившего? Вместо того чтобы отвечать на этот вопрос, постараемся узнать, правильно ли переведены эти слова с греческого списка Евангелия. По мнению Иоанна Златоуста и Феофилакта, греческое слово iva (да, чтобы) нередко, в особенности же в Священном Писании, употребляется для обозначения не причины, а последствия; поэтому правильнее читать этот стих так: “не согрешил ни он, ни родители его; но, вследствие рождения его слепым, на нем явятся дела Божий”. Такой перевод устраняет необходимость отвечать на вопрос о справедливости наказания слепотой с целью проявления на нем же силы Божией. Никто не виноват в том, что человек этот родился слепым…» (Б. И. Гладков) (6: 428).
[4] См. также Исх. 20: 5; Чис. 14: 18, 33; Втор. 5: 9; 12: 25, 28; 1 Цар. 2: 33; 3: 13, 14; 2 Цар. 12: 13-19; Пс. 36: 28; Прем. 3: 16; Тов. 3: 3, 5.
[5] О влиянии наследственных факторов на жизнь человека см., напр., (20: 478-506, 665-698).
[6] За то, что царь Давид приказал исчислить Израильтян, Господь, по выбору Давида из трех предложенных ему Господом наказаний, наслал язву на Израильтян и умерло семьдесят тысяч человек (2 Цар. 24:10-17; 1 Пар. 21:1-17)*.
За то, что фараон не хотел отпускать сынов Израилевых из Египта, Господь насылал на землю Египетскую различные казни (Исх. 7: 20, 21; 8: 6; 8: 17; 8: 24; 9: 6; 9: 10; 9: 23-26; 10: 22-23; 12: 29-30), в том числе смерть египетских первенцев (Исх. 12: 29-30). С другой стороны, Господь обещал Аврааму, что пощадит всех жителей города Содома, включая и погрязших в грехах, ради десяти праведников, если таковые найдутся в городе (Быт. 18: 32). Также в Иер. 5: 1 говорится, что Господь пощадил бы Иерусалим, если бы в нем нашелся человек, соблюдающий правду и ищущий истину.
* Из слов царя Давида к Господу: «... вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они?» (2 Цар. 24: 16) или: «я согрешил, я сделал зло; а эти овцы что сделали?» (1 Пар. 21: 17) — можно сделать вывод о том, что согрешил именно Давид, а наказанию подверглись, помимо его самого, также и его подданные.
Добавить комментарий