Мы пользуемся обесцениванием как инструментом защиты от отрицательных переживаний. Но обесценивание очень коварно: оно дарит иллюзию превосходства, а на самом деле является попросту видом психологического насилия. Вот как можно исцелиться от привычки всё и всех обесценивать.
Обесценивание – это механизм психики, который защищает от негативных переживаний. Мы можем применять обесценивание, когда терпим неудачу (да не очень-то и хотелось…), когда не получаем того, что хотим (оно мне и даром не надо…), когда хотим выделиться на фоне других (да кто так делает… да что она из себя представляет…). Как и все защитные механизмы психики, обесценивание ведет к отдалению от себя, своих потребностей и отдалению от людей.
Думаю, обесценивание один из самых опасных защитных механизмов. Я бы даже сказала, это вид психологического насилия (над собой или другими). Обесценивание может быть направлено на ценности другого человека, его убеждения, которые ему помогают жить; на его мировоззрение, которое дает ему устойчивость. А также на свои способности, возможности и на себя, как личность вообще. И так как обесценивание, по сути, – это разрушение ценности, оно проникает в бессознательное и разрушает то, что ценно, дорого, важно, то, что может быть поддержкой и опорой.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Даже простые высказывания вроде «все женщины – глупые», «все мужчины – примитивные», «если ты родилась женщиной, то это уже проблема» и т.д. могут проникнуть в подсознание и изменить поведение человека.
Чем ближе эмоционально человек, который сеет такие мыслеформы, тем меньше фильтров использует бессознательное против этой информации, и тем больше разрушений может принести обесценивание.
Есть и другие формы недовольства миром: осуждение и критика. Если осуждение больше похоже на требование наказания за действие, критика – как указание на недостатки, то обесценивание похоже на обрезание или удаление (то, что обесценивается — не имеет право на существование, а следовательно, какая-то часть вас должна быть спрятана или «удалена»…).
«лучше бы посуду помыла…, книги – бесполезное занятие» (та, часть меня, которая увлечена чтением – бесполезная, значит не имеет право на существование).
Когда попадаешь в «поле обесценивания» – пропадает желание действовать, творить, реализовывать себя, свои способности, таланты. Тем более, если это поле распространяется на профессии, творчество, искусство, сферы деятельности человека. «Поле обесценивание» удаляет смыслы человека, погружая его в скуку, а иногда и в ощущение бессмысленности жизни вообще.
«Поле обесценивания» может распространяться на любую сферу жизни человека: гендерную, творческую, профессиональную, семейную, духовную. Это поле может погрузить сознание в мрачное, депрессивное состояние, и выбраться из него бывает очень сложно…
Обесценивая других, мы обесцениваем и себя. Мы так устроены, когда мы говорим о другом человеке, наше бессознательное воспринимает это на свой счет.
Если рядом с тобой осуждаются и обесцениваются действия других, часть этих осуждений воспринимается на свой счет.
Обесценивание – это уменьшение значимости кого-то или чего-то в жизни. Причем, уменьшается значимость объективно, а не субъективно (то есть, дается оценка явления для всех людей, а не только для себя):
«это бесполезно для жизни всех людей», «это никому не нужно», «это глупо вообще»…
В процессе обесценивания всегда есть элемент сравнения (хотя иногда и не явный): «Это ерунда, а вот это полезно» или «это не важно», подразумевая, что есть более важные вещи.
В процессе обесценивания перечеркиваются (не имеют право на существование) не только поступки, мысли, чувства людей, но и целые отрасли знания, профессии, народы, категории людей.
«Кому нужно это творчество…», «медицина сегодня не способна лечить», «если ты не достиг высокого уровня, нечего и высовываться».
Обесценивание дает ощущение внутренней силы (правоты, компетентности, уверенности в своих знаниях). Только эта внутренняя сила – иллюзорная и нестабильная, сменяется разочарованием, обидой, обвинением, ощущением несправедливости.
Обесценивание также дает ощущение границ (только границы выстраиваются не адекватным путем: это мне подходит, это - нет, а путем осуждения и непринятия (это не имеет право на существование).
В случае обесценивания убеждения могут быть примерно такими: Я сильный, важный, нужный, полезный, а вокруг много слабых, неважных, бессмысленных и бесполезных людей… То, что я знаю, умею, делаю – это важно, нужно, интересно и правильно. То, что я не знаю – это бесполезно, глупо, неправильно. Те способности, которые у меня развиты – важны и полезны, способности других — не важны.
А в случае идеализации такие убеждения: я слабый, неважный, бесполезный, а вокруг есть сильные, важные и полезные люди… (где, конечно, обратной стороной является обесценивание себя).
Идеализация и обесценивание не дают жить реальной жизнью, в настоящем, с реальными обычными людьми.
«я верю, что есть чудесные волшебные люди, которые, когда появятся в моей жизни, сделают ее счастливой, интересной…» « я верю, что есть города, страны, где можно жить счастливо», «есть интересные профессии, хорошие коллективы, работы и т.д.»
Люди, склонные идеализировать и обесценивать ожидают, что то, что они будут получать от мира – это будет что-то супер совершенное, лучшее, идеальное!
Осознание проблемы – уже действует исцеляющее. Понимание, какой вред приносит обесценивание, уже позволяет увидеть его в себе и вызывает желание перестать им пользоваться.
Как любая психологическая защита, обесценивание растворяется в осознанности.
Обесценивание защищает нас от боли и проблем. Поэтому, чтобы «убрать» эту защиту, можно сформировать другую (сублимация, фантазирование). Если я страдаю от фрустрации (не получаю то, что хочу) — я могу дать себе то, что я хочу в фантазиях или обратиться за помощью к творчеству.
Познакомиться с собой поближе: со своими потребностями, желаниями, ценностями. Начать вести дневник, записывать туда – кто я? Чего хочу? Мои ценности? Дайте свое определение понятию: «ценности». Напишите список ценных для вас вещей.
Напишите эссе на тему: «Мои границы». Представьте их метафорически ( на что они похожи, на дверь, ворота… или на что-то другое). Как вы понимаете, что такое «границы личности».
По сути границы личности – это понимание что мое, а что не мое. Выпишите в дневник: как должно выглядеть ваше личное пространство, напишите правила, как с вами должны обращаться близкие, что они могут себе позволить, а что нет.
Найдите свои сильные стороны и слабые. Научитесь извлекать позитивный опыт из негативных ситуаций и адекватно относиться к ошибкам. Признайтесь себе в том, что вы не совершенны. Простите себя за это. Записывайте в дневник свои успехи и свои ошибки.
Научитесь проходить через боль, страх (избегая боли, мы избегаем видеть вещи такими, какие они есть, легко предаваясь идеализации или обесцениванию).
Разработайте новую философию жизни, где будут базовые убеждения:
Разработать свою философию значит посвятить какое-то время важным вопросам жизни, таким как любовь, доверие, уважение, ценности, смыслы, душа и т.д. Дайте свои определения этим понятиям. Узнайте, что думали мыслители прошлого и настоящего по этим вопросам.
Выпишите, какие конкретные действия помогают вам реализовать такие важные вещи как любовь, доверие и т.д. Своя личная философия дает человеку опору в жизни, помогает организовать свою жизнь в соответствии со своими, личными смыслами.опубликовано econet.ru
Автор Евгения Ештокина
Художник Hülya Özdemir
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий