Территория сказок и мифов состоит из двух миров – мира Своих и мира Чужих. Также и топография психики имеет две области – сознание и бессознательное.
Если существует какое-то дело, которое вы считаете важным и значимым, но по какой-то причине вы не можете начать им заниматься, то вы не одиноки. Как минимум, в этом мы с вами похожи, и эта статья для вас. Все, что я опишу в ней, является небольшим фрагментом из моего тренинга «Путешествие героя», и чтобы было понятно, о чем идет речь, я немного введу вас в курс дела.
Я опираюсь на фундаментальную работу Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой». В ней он приходит к выводу, что большинство мифов и сказаний имеют общую сюжетную структуру: герой в них проходит через одни и те же архетипические ситуации. Основываясь на его идеях, американский продюсер Кристофер Воглер написал нечто вроде методички для сценаристов, которая, на пару с работой самого Кэмпбелла, является настольной книгой не только тех, кто пишет сценарии, но и романы. Получается, что большинство голливудских фильмов имеют ту же самую сюжетную структуру, что и героические мифы.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Казалось бы, какой смысл плодить те же самые сюжетные ходы? Но прежде чем отвечать на этот вопрос, я предлагаю задуматься, как могло получиться, что наши предки, находясь даже на разных континентах, каким-то необъяснимым образом, сочиняли истории, имеющие общий каркас?
Древние люди, слагая мифы, проецировали свои психические процессы на героев и то, с чем им приходилось сталкиваться. Территория сказок и мифов состоит из двух миров – мира Своих и мира Чужих. Также и топография психики имеет две области – сознание и бессознательное. Сознание в мифах представлено как нечто знакомое Герою, там, где он живет, в то время как бессознательное представлено дремучим лесом, далекой страной, горой, островом, подземным миром и т.д. И Герой спокойно живет в мире Своих, пока некие обстоятельства не вынуждают его отправиться в путешествие.
Этапы, которые проходит герой сказок и мифов, аналогичны этапам, которые проходит наше Я в процессе развития. Мы интуитивно откликаемся и вовлекаемся, когда история следует этим этапам, поскольку это нечто знакомое нашей психике. Поэтому продюсеры готовы тратить деньги на то, чтобы фильм отзывался у большинства.
А теперь переходим к делу.
Когда мы начинаем какой-то проект, мы проходим те же самые этапы, что и герои мифов, сами того не осознавая. Как вы помните, любой герой на то и Герой, что вынужден преодолевать себя и трудности, сражаться с чудовищами. Практически все этапы таят в себе вероятность того, что герой либо вообще не отправится в другой мир, либо падет в какой-нибудь битве. Но настоящий Герой мифа обычно преодолевает все препятствия. И самым первым испытанием становится встреча со Стражем Порога. После пересечения этого порога начинается путешествие по миру Чужих, по неизведанной ранее территории. И задача Стража Порога проверить нашу готовность. Также, как пугающие статуи у древних храмов призваны отпугнуть слабых духом. Можно сказать, фэйсконтроль.
Если путешествие уже началось, но Страж Порога не пройден, то герою приходится стоять у этого порога, без возможности продвинуться дальше. Страж Порога при этом не обязательно предстает в виде чудовищ. В русских сказках старшие братья, уходя первыми на поиски матери или кого-либо еще, часто пропадают без вести. В итоге младший брат обнаруживает их у того самого порога, который они не могут пересечь, и только он способен, отключив здравый смысл, полезть на хрустальную гору или спуститься в бездонный колодец. И, как ни странно, именно он попадает в мир Чужих.
Есть и другой момент, который часто не осознается. Пересечение порога может требовать жертвы. Что-то или кого-то нужно оставить в старой жизни, в мире Своих. Возможно, это будут какие-то отношения, должность, безопасность, деньги, убеждения, праздность, имидж. Все это всегда индивидуально. Это символическая плата за вход. Для кого-то, кого мы покидаем в нашем привычном мире, мы никогда не будем прежними.
В нашей жизни Стражи Порога проявляют себя по-разному. Через активное воображение мы можем их персонифицировать, и тогда мы будем бороться не с абстрактной прокрастинацией, а совершенно конкретным существом. Дайте ему имя, даже если не получается персонифицировать. Я специально не даю своих названий, чтобы они не накладывали отпечаток на то, что вам представится. Опыт показывает, что в случае, когда у вас есть его имя, а абстракция получила облик, преодолевать порог становится значительно легче.
Ниже я хочу привести несколько примеров того, в чем могут проявлять стражи порога. Найдя своего, попробуйте его представить. Возможно, их даже несколько.
Задайте себе несколько вопросов:
Как и почему появился этот Страж Порога? Как он пытается помочь вам? Почему он может бояться прохождения вами порога? Чему вы можете научиться, преодолев его? Что вам нужно сделать, чтобы преодолеть Стража и продолжить путешествие?
Это тот страж, с которым я лично встречаюсь, когда, например, начинаю писать статью. Порой, я никак не могу за нее сесть, поскольку всегда находится что-то более срочное: то придет сообщение, которое я должна прочитать немедленно (ведь там обязательно что-то важное), то я вдруг вспоминаю, что надо погулять с собакой, а теперь неплохо бы еще налить чай. А пока я завариваю чай, я начинаю читать какую-то статью в интернете, писать комментарий, и вот я уже прохожу тест «Как бы вы выглядели, если были бы мужчиной». Даже начав писать, я могу решить, что неплохо бы еще постирать белье, ведь загрузить машинку минутное дело. Если эти вещи не брать под контроль, то Страж Порога придумает еще тысячи занятий, лишь бы Золушка не поехала на бал.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Человек, находящийся под воздействием этого Стража, любит все планировать. Планирование само по себе неплохо, но у жертвы данного Стража все силы заканчиваются вместе с последним словом в плане. Он словно создает иллюзию, что путешествие пройдено или самое главное сделано, а дальше все произойдет само собой. Если это ваш Страж, попробуйте отправиться в путешествие, не планируя. Начните, а планируйте уже после того, как ввяжетесь в драку.
Вам приходит потрясающая идея, которую стоило бы осуществить. И все указывает на то, что все получится – только берись и делай. И вот, вы уже готовы начать, но вдруг вас посещает другая идея. Она тоже замечательная. И вы еще не хотите отказаться от первой, но теперь приходится думать сразу о двух. И все было бы так просто, но на следующее утро вы просыпаетесь с третьей идеей. Гениальной! Да, те две совсем даже неплохи, но третья. Ммм… ) Загляденье! В итоге, имея ситуацию множественного выбора, велик риск того, что никакая идея так и не получит воплощение.
Слышали истории о сыне (дочери) подруги мамы? Так вот, вы такими никогда не будете! И неважно, воплотился ли этот сын в каком-то профессионале на три головы выше вас, или он живет внутри вас, и вы предъявляете к себе непомерные требования. Кажется, что пока не достигнете той же планки, лучше и не начинать. И тогда все, что бы вы ни делали, даже если проект еще в самом зачатке, обесценивается. Это все равно не так здорово, как у тех профессионалов или того образа, которому нужно соответствовать. И может начаться гонка с учебой: вот когда я стану лучше, я начну свой проект. Но проблема в том, что даже когда человек, столкнувшийся с этим Стражем Порога, перерастает себя прошлого, ему это все равно кажется недостаточным. Сын (или дочь) маминой подруги все равно круче.
Есть два типа фантазий, которые не дают отправиться в путешествие. И если у вас хорошее воображение, то часто они живут бок о бок.
Ольга Вертинская, отрывок из тренинга "Как приручить дракона"
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий