Как подготовить ребёнка к визиту в поликлинику, в том числе к доктору-стоматологу, чтобы это событие было наименее травматичным для детской психики, - читайте далее...
Чем больше неизвестности, тем больше тревоги. Ребёнку важно знать, куда он идёт и что предположительно будет происходить. Важно ему показывать книжки о докторах, здорово прийти в поликлинику просто на экскурсию, в некоторых клиниках можно прийти на бесплатную профилактическую консультацию. Мульт-сериал «Доктор Плюшева», некоторые серии «Тигренок Даниэль» - могут быть полезны.
С несколькими семьями мы придумывали - что ребенок идёт впервые в поликлинику в гости в костюме доктора, с игрушечным стетоскопом, чемоданчиком с инструментами. Он так воспринимает поликлинику сразу "из другой роли".
По дороге мы обсуждаем, что будем делать после посещения поликлиники. Важно «бросить шар внимания» в будущее.
Родителям важно быть рядом. И нам важно подготовиться самим, чтоб сохранять спокойствие. Дети улавливают нашу тревогу. Идеально - чтобы ребенок, если это возможно, был в контакте с нашим телом (любое прикосновение, не обязательно держать все время на руках). Если нет такой возможности - нужно взять с собой игрушку (которую можно было бы сжимать в руках). Нам вообще важны прикосновения (если они в этот момент переносимы).
Тельца Пачини, которые активизируются при надавливании к поверхности кожи, передают сигналы блуждающему нерву. Он связан с «переключением» симпатической и парасимпатической нервной системы - нам становится безопаснее и спокойнее (когда мы хотим успокоиться, мы себя поглаживаем, давая самим себе опыт самоподдержки). Наши спокойные прикосновения - помогают расслабиться нашим близким.
НО - есть важное правило, если ребенок расстроен, напряжен, рассержен - нельзя прикасаться к оголенным участкам тела. Это гиперчувствительным ребёнком может восприниматься, как боль или удар током.
Ребёнку важно дать право на выражение эмоций. Мы можем сказать (до похода в поликлинику) - когда мне было больно в детстве, я кричала и плакала. Если вдруг тебе будет неприятно-больно - плачь и кричи - давай потренируемся - и начинайте вместе в игре кричать. До тех пор, пока вместе не засмеётесь.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Ребёнка важно одеть так, чтобы раздевание в поликлинике было минимальным. Важно наблюдать за скоростью ребёнка. Давать ему возможность адаптироваться к месту. Я уже недавно говорила - для многих детей - одежда - «вторая кожа».
На всякий случай, с собой важно взять воду, важно взять игры, книжки - если придётся подождать в коридоре. Если нам удастся рассмешить ребёнка - идеально. Смех нейтрализует страх.
Для нас в любом возрасте - естественно защищать свою «жизненность». В любом возрасте - естественно бояться, если есть вероятность любой угрозы. Для детей до 10 лет более свойственно сопротивляться, кричать, вредничать, драться. Хуже - когда мы видим что ребенок затихает, замирает, капсулирует напряжение, он буквально - обесточивается, вплоть до потери сознания - вот с этим важно точно что-то делать. (Возможно, пойти на консультацию к психологу, к неврологу).
После похода в любое «небезопасное» пространство - важно дать возможность ребёнку побегать, попрыгать, потанцевать, телесно выразить напряжение. Молодцы те клиники, в которых есть машинки, на которых можно буквально «гонять по коридору» или места, где можно бегать и лазить. (Или для некоторых детей - столики с Лего и карандашами). Это нормально, когда ребёнок, сидя на стуле или кушетке - раскачивается или размахивает ножками, он так пытается успокоиться.
Дети до 7 лет часто воспринимают все сигналы с задержкой - важно говорить медленнее и дать время на реагирование
Если нам удастся повести ребёнка уже в поликлинике в туалет - очень хорошо. Место, в котором мы позволили себе пописать - становится более безопасным.
Когда мы знакомимся с доктором - важно, чтобы мы представили ребёнка и важно, чтобы доктор назвался. Если доктор стоит, мы можем взять ребёнка на руки, чтоб «уравновесить роли».
У каждого из нас свой болевой порог. Мы не можем спрогнозировать, насколько высока чувствительность ребёнка по сравнению с нашей. И наши слова: « это не больно, ну что ты - маленький, не можешь потерпеть», все наши манипуляции - «посмотри, вот ребенок меньше тебя и смелый» и вообще недопустимое - «если ты будешь плакать или кричать - я уйду» - создают у ребенка ощущение, что мы точно не с ним и не для него.
Вообще слова «Потерпи, контролируй себя, разве ты не понимаешь» - относительно применимы к детям после 7-8 лет, до этого возраста дети только учатся контролю. Ребенок до 6 лет точно с трудом сможет выдержать 4 минутную неподвижность в кресле. Здорово, если доктор это понимает и разговаривает с ребёнком, делает паузы, даёт возможность ребёнку подвигаться (немного пошевелить хоть какой-то конечностью), ставит мультфильм.
Вместо того, чтобы говорить - тебе не будет больно, если мы 1. Этого не знаем. 2. Знаем, что будет больно - нам важно сказать - что мы знаем, что это неприятно. И сделаем все возможное, чтобы все прошло как можно легче.
Нам важно, когда ребенок проживает любую эмоцию - постараться почувствовать - угадать - назвать эту эмоцию - «возможно, ты боишься? Ты сердишься, на то, что?...» Так мы даём ощущение ребёнку - «я с тобой», твои чувства нормальны. Я могу тебе помочь». Этот опыт - называния эмоций и поддержки в них - станет потом, во взрослой жизни - опытом самоподдержки.
За восприятие (регистрацию) боли в том числе отвечает дорсальная кора - Дорсальная зона передней поясной коры головного мозга - dACC - она же реагирует и на эмоциональную боль- на эмоциональное отвержение, на предательство. Боль - от недоверия, обесценивания, отвержения - воспринимается как реальная физическая боль. И наше присутствие и поддержка, доверие к нам - может боль облегчить.
Да, когда мы целуем ушибленную коленку - мы воздействуем в том числе и на центры боли. Когда мы рядом, когда мы поддерживаем, когда мы близки - мы создаём «окситоциново-серотониновый фон» (это не научное название, если что), который обезболивает и успокаивает.
Нервная система оттормаживает сигналы боли, пропуская только самые сильные, но мы можем воздействовать на «доминанту боли» - играя с ребёнком в шлепки, легонькие удары в игре - мы можем отвлечь его внимание, расфокусировать. Есть умницы-доктора, которые так и делают, прямо перед процедурами, рассеивая внимание ребёнка.
Мы учим ребёнка задолго до похода к доктору - «правильному волшебному дыханию» (в котором выдох длиннее чем вдох), можно дышать и на выдохе говорить «брррррррр», как лошадка, это помогает снять напряжение, можно дуть на мыльные пузыри.
На кресле у доктора - стоматолога важно держать ротик открытым - нужно дома устроить соревнование - кто дольше сможет продержаться. (Любые игры, где мы можем - задержать взгляд (гляделки), пронести что-то в ложке, чтоб не разлить, игра в молчанку, везде, где мы помогаем ребёнку нарабатывать навыки самоконтроля - будут вообще очень полезны).
Чем меньше у нас свободной воли в каком-то действии, тем больше потребности в контроле - важно дать ребёнку в руки что-то, что он может проконтролировать - мячик, игрушку, сжимая в руках игрушку, ребенок будет успокаиваться (и даже швыряя ее)
Нужно просить доктора, чтобы он объяснял, что будет делать. Чем больше напряжения, тем сильнее чувствительность к звукам, прикосновениям разных материалов. Дети очень реагируют на смену инструментов, шумов. Важно, чтобы доктор об этом предупреждал, и давал подготовиться - мы в праве об этом просить - особенно, о включении чего-то вибрирующего и жужжащего. Можно предложить ребёнку самому придумать название инструмента.
Я точно знаю, что есть стоматологические клиники, в которых можно выбрать цвет пломбы - возможность выбора - замечательна всегда.
Во время процедур (прививок, анализов крови) - некоторые дети хотят сами смотреть на место, с которым связана процедура, некоторые отводят глазки. Нам важно наблюдать за их реакцией. Если для ребёнка это комфортно, он сам может дать команду, когда начать процедуру, когда он готов.
Когда нужно сделать укол, я предлагаю ребёнку представить, что кожа в этом месте раздвигается, как будто сама открывая пространство (нам важно, чтобы ребенок взял что-то под контроль) и мы дышим, рычим, гудим, мычим.
Сложная тема. Если ребенок уже испытывал боль во время предыдущего приёма у доктора (идеально с этим поработать с психологом)
Можно дома, задолго до предстоящего похода к доктору, сказать ребёнку, искренне проявляя сочувствие, - «Я знаю, что тебе когда-то у доктора было больно. Мне так сложно об этом вспоминать. И если бы я мог/ла, я бы забрал/а эту боль себе. И я бы так хотел/а взмахнуть волшебной палочкой и изменить прошлое.
Подписывайтесь на Эконет в PINTEREST!
Наш мозг устроен так, что он хранит прошлые воспоминания. И он всем силами пытается нас защитить от боли. Но иногда он запутываются, иногда он не пускает нас к чему-то новому, боясь, что будет так же, как когда-то. Тебе сейчас сколько лет? Ты сидишь сейчас рядом со мной. Ты же в безопасности? Сегодня - октябрь 2019 года. (Нам очень важно сфокусировать внимание на настоящем.)
Представь, что внутри тебя живёт тот маленький, по сравнению с тобой ребенок, которому когда-то было больно и страшно. Сколько ему лет? Вот представь, что он внутри тебя не знает, что ты вырос и изменился. Что ты уже стал старше и сильнее, и мудрее.
Представь, что ты прямо сейчас приходишь к нему и говоришь - я знаю, что тебе тогда было очень страшно и больно. А сейчас ты вырос. И сейчас я с тобой и моя мама-папа с тобой. И я могу тебе помочь.
Я точно знаю, что это происходило в прошлом. Но мой мозг запутался - и мне так же страшно, как было тебе, и я боюсь того же, что было с тобой. Хотя сейчас - я же знаю - все может быть по-другому. Спасибо за то, что ты меня защищаешь от боли и страха. Но Я выхожу из комнаты прошлого (и можно хлопнуть в ладоши). Сейчас я перемещаюсь в настоящее.
Если мне будет страшно, я скажу тебе - я с тобой. И сейчас мне ~~~~ лет. (Для того, чтобы ребенок мог фиксировать внимание на настоящем, можно взять игрушку, мячик, поставить на руке фломастером галочку, сделать переводную тату.) Я буду просить мне объяснять, что доктор делает, буду сидеть удобнее. И я знаю, что справлюсь.
(Все это можно упрощать. Но можно предлагать ребёнку только, если мы сами очень устойчивы и спокойны.)
Важна компенсация. Это взрослые понимают, что важно делать вклад в своё здоровье. Детям нужна - корона на головку. Значок супермена, благодарное послание от феи здоровья, ждущее дома.
Мы не сможем, да и не нужно, оберегать детей от всех новых сложных опытов. Но наша бережность – очень важна.опубликовано econet.ru.
Автор Светлана Ройз
Задайте вопрос по теме статьи здесь
Подписывайтесь на наш youtube канал!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий