Все родители хотят, чтобы их ребенка считали хорошо воспитанным. Что конкретно разрешать ребенку, а что - запрещать? Как сделать споцессы познания мира и социализации максимально безопасными и плодотворными? Вот педагогические рекомендации.
Проблема границ активности ребенка возникает уже в тот момент, когда малыш научился ползать и интенсивно взаимодействовать с внешним миром. Первоначально выстраиваются пространственные границы: куда можно, куда - запрещено. Это делается в целях защиты от вероятных несчастных случаев и травм. Далее, по мере взросления ребенка, происходит установление границ с окружающими: нельзя плеваться, щипаться, драться, обижать другого…
Границы служат своеобразным регулятором поведения подрастающего человека и включают правила общения: нельзя брать чужое, нельзя грубить, нельзя драться. Также границы затрагивают проблему личной дисциплины и здоровья: одеваться соответственно погоде, смотреть телевизор 1час в день, не съедать много конфет.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
По мере роста малыша границы и возможности расширяются. Как определяться, что можно, а что нельзя ребенку?
Соответствие границ возрасту ребенка. В полтора года малыш пока не понимает, что существуют правила дорожного движения, почему нельзя трогать горячую кастрюлю или сидеть на подоконнике открытого окна. В 3-4 года ребенок уже умеет переходить дорогу со старшими за руку. В 8 лет он ходит самостоятельно в школу, но вечером, когда стемнело, не гуляет во дворе.
Постоянно повторять. Чтобы ребенок усвоил запрет, его необходимо произносить много раз.
Границы для ребенка не установить лаконичным «нельзя». Каждое ваше «нет» должно сопровождаться пояснением, почему этого не следует делать, какими могут быть последствия. Далее мы предлагаем верный алгоритм действий.
Запретов не должно быть слишком много, в противном случае их будет нереально соблюдать.
Аргументировать и доходчиво объяснять запрет. Если нарядить ребенка в белый свитер на детскую площадку, он непременно выпачкает маркую вещь. Но вот потребовать не ходить по лужам – вполне адекватное требование («Ты промочишь ноги и можешь простудиться, к тому же, ты забрызгаешь всю одежду!») Ребенок находится в процессе познания мира. И в том, что он испачкал одежду, не виноват. Но разъяснить, почему запрещено разговаривать на улице с незнакомыми людьми, необходимо доходчиво и с оглядкой на возраст ребенка, с примерами, объясняя, и проч. Ясность и конкретность запретов лежит на плечах взрослого.
Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!
Правила можно объединить как своеобразную «технику безопасности ребенка в окружающем мире.
Быть последовательным и логичным в запретах. Если вы задекларировали, что много сладкого нельзя, то не объедайтесь тортиком на глазах у ребенка. Также не стоит запрещать, а потом отменять запрет: «Ну, ладно, так и быть…» Если вы по определенным причинам отступили от вами же установленных правил, то имеет смысл объяснить ребенку, почему вы приняли данное решение.
Обратная сторона медали. Родители акцентируют внимание на соблюдении правил и наказывают за нарушения, но почему-то не хвалят ребенка за достижения, маленькие победы, полученные навыки. В этом вопросе большую роль играет баланс: концентрироваться на позитиве, выделять достижения ребенка в большей мере, чем фокусироваться на недостатках.
Благотворно влияет на установление границ коллектив детей, более взрослой возрастной группы. Когда запреты и границы устанавливаются другими взрослыми или детьми, ребенок безболезненно их принимает и сохраняет теплые взаимоотношения с родителями. Данный процесс наглядно виден на детской площадке: ребенок хочет вступить в общую игру, но для этого ему необходимо принять общие правила и научиться коммуникации с остальными детьми. Функция родителей – сформировать среду, взаимодействие с другими детьми и взрослыми, чтобы их ребенок научился распознавать границы, развивался, контактировал.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
И еще: ребенку легче принять правила границ, когда близкий ему взрослый находится рядом и в ресурсе событий.
На сегодняшний день существует множество теорий воспитания. И нет общепринятой грани между правильно воспитанным ребенком, но не скованным и напряженным, и невоспитанным отпрыском, воспитанным в атмосфере вседозволенности. По большому счету границы очерчивают родители. И в этом их большая ответственность.опубликовано econet.ru.
Подписывайтесь на наш youtube канал!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий