Подпишитесь

Как понять, готов ли ребенок к школе - важные признаки

О неочевидных признаках готовности к школе. О том, какие «школьные» компетенции можно развивать у малышей и во время похода в магазин. Об обучении детей любого возраста - жизненным опытом. И о важных вопросах - навыках. 

Как понять, готов ли ребенок к школе - важные признаки

Сейчас сезон разговоров с семьями - выпускников школ, будущих первоклассников, тех, кто будет менять школу. Мы «проходим» вопросы и фразы, которые должны были бы звучать у ребёнка любого возраста естественно и спокойно:

- Мне нужна помощь. Помогите, пожалуйста. Пожалуйста, объясните, я не понял&

- Я могу отказаться от того, что считаю не верным, не моим. Если мне что-то дискомфортно - я скажу об этом, позабочусь о себе или попрошу о помощи. У меня есть выбор.

Какие признаки покажут, что ребенок готов к школе

- Я люблю исследовать новое. (Я любопытен) (Любопытство - основа для мотивации. Любопытство - противоположно тревоге).

- Я позволяю себе ошибаться.

- Я справлюсь.

- Я могу опираться (положиться) на себя. И я знаю, что могу опираться на (родителей, семью, друзей). Я знаю, что, если нужно, мне помогут.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Мы вчера ходили по супермаркету. Внимательно наблюдала за людьми, отвыкла от них. В магазине недалеко от нас перемещалось семейство с ребёнком лет 6 - 6,5. Парню было скучно, жарко, неудобно в маске, он капризничал, требовал купить игрушку (в общем, привычная закономерная история). Родители время от времени его одергивали: «Ну ты же взрослый, ты же идёшь в первый класс». Пугали тем, что оставят в магазине, отдадут охраннику. А когда мальчик начал вредничать из-за того, что ему что-то не купили, Мама сказала Папе: «Ну не расстраивай его, он же сейчас будет плакать».

Как понять, готов ли ребенок к школе - важные признаки

Я наблюдала за ребёнком - отметила, что он не обращает внимание на детей в магазине, не смотрит на тех детей разного возраста, которые ходили совсем рядом; часто цепляется за мамину руку или юбку. Его движения - походка, жесты - разбалансированы; ему не интересно, он не пытается читать надписи крупными буквами.

Мы же знаем, что готовность ребёнка к школе - это не один признак, не просто желание-умение читать и считать. Это совокупность большого количества эмоциональных, моторных, социальных, интеллектуальных признаков и компетенций. И их естественное развитие идёт не через специальную подготовку - на курсах или кружках, а «жизнью», средой, собственным опытом.

Если бы родители этого мальчика пришли на консультацию, чтобы определить его готовность к школе, я задавала бы им вопросы, чтобы, отвечая, они сами могли оценить и определить возможные зоны развития ребёнка. Все эти «признаки» - важны, в принципе, в нашем вызревании. Взросление человека, готовность к новой нагрузке, связано с тем, что он может выдержать бОльшее напряжение. Я бы спросила:

1. Насколько ребёнок может выдержать нагрузку - быть какое-то время без мамы?

2. Насколько отношения с родителями воспринимаются, как надежные. Ребёнок сможет проявлять активность, любопытство, только отталкиваясь от ощущения безопасности и поддержки в семье. (Родители пугали ребёнка тем, что оставят его в магазине, были непоследовательными в своих реакциях, а мальчик цеплялся за руку и юбку мамы).

3. Насколько ребёнок справляется с напряжением (разочарованием), например, когда ему не дали сразу же желаемого, как он справится, если захочет ответить, а учитель вызвал другого ребёнка. Если что-то сразу же не получилось. Реакция может быть нейтральной, пассивной или агрессивной (ребёнку важно столкнуться с тем, что не все ему сразу может принадлежать, что иногда ему нужно подождать. Ему важно слышать от нас «Нет» - многие родители боятся расстроить ребёнка, отказывая ему в том, что дОлжно. Так мы лишаем ребёнка возможности потренироваться, столкнуться с напряжением, которое у него в жизни обязательно будет. Но он его может учиться «выдерживать», благодаря нашей тактичности и поддержке).

4. Нагрузка общением. Насколько ребёнок подготовлен - видел, общался с разными людьми. (Есть ли у него опыт взаимодействия, Обращали ли мы вообще его внимание на детей и взрослых разных психотипов, телесных типов, возрастов).

5. Сможет ли ребёнок вынести напряжение, когда на него какое-то время не обращают персонального внимания (учитель, даже самый лучший, не сможет уделять внимание только одному ученику. Справится ли с этой нагрузкой ребёнок? Как будет себя вести - шалить, плакать, проявлять агрессию? Я бы спрашивала у родителей - часто ли они дают планшет ребёнку, когда он говорит «мне скучно», играет ли хоть какое-то время сам, есть ли у него какая-нибудь ответственность дома).

6. Нагрузка «социальностью». Один из признаков готовности к школе - умение воспринимать себя частью группы. Воспринимает ли ребёнок, что обращаются и к нему, когда обращаются ко всей группе. (Это отчётливо видно у первоклассников, когда некоторые дети не открывают тетради, не выполняют действия, пока к ним не обратятся персонально. Не реагируют на слова: «Дети, ученики, сделайте...», пока учитель не произнесёт: Ваня, сделай).

7. Может ли ребёнок позволить себе попросить у нас (у других людей) о помощи - насколько он уверен, что его поддержат.

8. Если ребёнок учится писать буквы, он говорит: я нарисовал букву или я написал букву? («Нарисовал» - это признак игровой, творческой деятельности и мотивации. «Написал» - уже учебной).

9. Насколько ребёнок подвижен, раскован в движениях, насколько мы позволяем или ограничиваем его двигательную активность (человек - сложная система, в которой «все влияет на все». Координация движений, физическая направленная активность - связана и с волевой и эмоциональной сферой. И детям важно - попадать в цель, ловить и отталкивать, поддерживать физическую активность).

10. Есть ли у ребёнка режим дня, правила, что-то, что выполняется регулярно (это влияет не только на возможность «выдерживать» правила, но и на общее ощущение безопасности).

11. Насколько ребёнок уверен, что он «хорош просто так».

Как понять, готов ли ребенок к школе - важные признаки

А теперь о том, как мы можем «готовить к школе» малыша во время похода в магазин:
Память: у нас есть список покупок. Запомни, что нам нужно купить. И будешь мне подсказывать.

Концентрация внимания: сфокусироваться на конкретной задаче. - запомни, у тебя миссия - ты отвечаешь за покупку творога. Не позволяй себя отвлечь.

Понимание размеров: сравнивать коробки, банки, овощи, бутылочки бОльшие и меньшие.

Множества: в магазине есть - овощи, молочные продукты, моющие средства, и прочее (мы учим ребёнка обобщать).

Счёт: какие цифры ты видишь, сколько товаров в корзинке, сколько у тебя сейчас монет....

Формы: сейчас есть разноформатная упаковка (а найди квадратные коробки, а что есть круглого, а где овал).

Действия по правилам: мы идём направо, потом налево. Вначале 3 шага вперёд, затем, 5 шагов влево.

Общение: взвесить овощи, прийти на кассу - поговорить с кассиром, продавцом.

Координация: достать с полки (безопасный) продукт так, чтоб остальные товары не упали. Сложить в своей тележке товары.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest! 

Чтение: найди букву, а что там написано, не вижу?

Слуховая, зрительная память и восприятие: говорить шепотом, поросить прислушаться к объявлениям в магазине, а запомнил, где расположен отдел с хлебом? А где была картинка с рыбой?

Социальная: а давай наблюдать за людьми.

Логика: предложения со словами - если - то, потому что. «а если мы поставим коробки пирамидой, внизу меньшая, а сверху большая, что произойдёт. Почему?) а почему колёса круглые, а не треугольные или квадратные....

Что нам ещё важно:

  • Играть в игры с правилами и наблюдать, может ли ребёнок играть по правилам (дети-дошкольники играют по своим правилам).
  • Вырезать, лепить, строить, завязывать, застёгивать. Учиться вытирать попу.
  • Наблюдать, может ли ребёнок ожидать желаемого.
  • Может ли защитить себя, если это нужно, или просить о помощи.
  • Может ли осознавать и выражать чувства.

Ребёнок обязательно всему научится. Некоторым детям нужно чуть больше времени. Некоторым - чуть больше нашей поддержки.

Добрых взрослений!опубликовано econet.ru

Автор Светлана Ройз

фото Карина Киль

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.kz/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    У человека две жизни, и вторая начинается тогда, когда мы понимаем, что жизнь всего одна. Том Хиддлстон
    Что-то интересное