Узнаем, как своими руками дать новую жизнь старому комоду и создать стиль и дизайн который подходит именно вам.
В современном мире купить любой предмет мебели не составляет труда. Определяетесь со стилем и дизайном, выделяете сумму, которую рассчитываете потратить, и вперед — можно купить в ближайшем магазине, выбрать в потрясающем разнообразии мебельного гипермаркета, заказать по Интернету.
Но есть те, кто не хочет расставаться со старыми и привычными вещами. А иные не могут пройти мимо стула или комода, безжалостно вышвырнутых на свалку; еще крепких, но уже старых и не соответствующих современным представлениям о красивом дизайне. Эта история о том, как старый комод получил новую жизнь, — мастер-класс для тех, кто ценит старые вещи и любит что-то делать своими руками.
Жил-был старый комод. Конечно, он не сразу стал старым. Лет так 70 назад был вполне себе ничего, соответствовал моде своего времени — эдакий добротно и старательно повторенный какой-то столярной артелью образец сталинского ампира. А главное — был крепким и надежным.
Затем хозяева комода, скорее всего, переселились в лучший мир, а следующие владельцы недвижимости, в которой обитал наш экземпляр, посчитали его старым, немодным и ненужным. И вместе с остальным невостребованным скарбом выкинули на свалку, где его и обнаружил мой знакомый.
Он не смог оставить под дождем вполне годную к использованию, но несовременную вещь. Комод поселился в гараже. Новый владелец использовал его для хранения всякой нужной каждому мужчине всячины. И он легко согласился расстаться с удобным хранилищем ценных штучек ради возможности предоставить комоду шанс на лучшую жизнь — отдал его на переделку.
Нанесение краски не слишком обременительная процедура, она не занимает много времени, особенно если площадь окрашивания небольшая. Например — когда это комод. Но процесс обновления старой вещи может занять не один день. От тщательности проведения предварительных работ напрямую зависит результат.
Чтобы все получилось красиво и правильно, нужно заранее подготовиться — купить все необходимое. Кроме, собственно, лака или краски, могут потребоваться шпатлевка по дереву, столярный клей, грунтовка, растворители и разбавители, кисти, валики, шпатели, скотч, а также полиэтилен, бумага или картон для укрытия рабочего места (если, конечно, вы обновляете свою мебель не в специальной мастерской). И — много-много шлифовальной шкурки разной зернистости.
Первое, что нужно сделать, — снять все, что снимается: фурнитуру (ручки, петли, направляющие для ящиков, полкодержатели); если в дверках есть стекло, и оно легко вынимается, а главное, его потом так же легко поставится обратно, убирайте и стекла. Если же трудоемкость операции «снять — поставить обратно» слишком высока, просто защитите стекло при помощи скотча и газеты. Кстати, не используйте прозрачный скотч: он слишком липкий и может оставить сложноудаляемые следы, лучше возьмите малярный. С комода, о котором идет речь, потребовалось снять только старые ручки.
После того как избавились от всего мешающего, осматриваем повреждения и планируем ход работы. В моем случае значительных утрат не наблюдалось — незначительные сколы и общая усталость от долгой жизни.
Следующий этап — самый «интересный»: нужно удалить старое покрытие. Комод был покрыт непонятно чем — то ли старым лаком, то ли коричневой краской. Снять это можно несколькими способами:
Какой способ выбрать — зависит от вида покрытия, последующих декораторских планов, от наличия инструмента.
Химические препараты для удаления старой краски не всегда так эффективны, как описывает производитель. Возможно, не зная состава старой краски, придется поэкспериментировать с подбором средства. В некоторых случаях не требуется покупать специальных смывок — можно попробовать использовать ацетон или растворитель. Обработанную подходящим средством поверхность нужно закрыть полиэтиленом, чтобы не попадал воздух и краска «отмокла».
Термический способ заключается в нагреве лакокрасочного слоя, для этого применяют строительный фен. Старая краска плавится, и, пока она размягченная, слой удаляют механически — скребком или просто шпателем.
Механическое удаление старого покрытия выполняют при помощи абразивных материалов или жестких щеток. На больших плоскостях (например, на столешнице) удобнее использовать шлифовальную машинку.
Эффективнее всего применять все 3 метода в зависимости от потребности. Химический способ может быть более удобным для удаления краски с мелких деталей (резьбы), при помощи фена быстро снимаются толстые наслоения краски. Ну а абразивная шкурка пригодится и как самостоятельное средство, и как завершающий штрих при использовании первых двух способов.
После того как старая краска ушла в небытие, переходим к следующему этапу — устранению дефектов. У этого комода больших повреждений не наблюдалось — были незначительные сколы на гранях, неглубокие царапины, пара ожогов, как от сигареты, единичные следы древоточцев. Зато проявилась другая проблема.
После того как я избавилась от коричневой краски, обнаружила, что комод не так хорош, как хотелось бы. Это была более дешевая вариация подобной мебели: столешница и боковины — фанерные. Из массива древесины — только каркас, фасады ящиков и декоративные элементы. Поэтому от первоначальной задумки (после удаления старой краски затонировать морилкой дерево и покрыть лаком) пришлось отказаться.
Решила комод просто окрасить, добавить декоративные эффекты в виде позолоты, а затем все закрепить лаком. Зато в этом случае не обязательно сильно напрягаться при заделке дефектов: не нужно подбирать шпатлевку в тон, имитировать ею сучки и жилки в текстуре древесины. Поэтому шпатлевка — любого цвета, просто для заполнения углублений.
Заполняем шпатлевкой трещины, сколы и царапины, сушим. Опять вооружаемся шлифовальной шкуркой и шлифуем всё до гладкости — шпатлевочная масса должна остаться только в углублениях. В такой работе не стоит доверять глазам: степень гладкости поверхности гораздо лучше получается определить на ощупь. Ладошка, а в особенности кончики человеческих пальцев, очень чувствительна.
Лучше всего это качество развито у слепых. Зрячие, конечно, больше приучены полагаться на глаза, но в этом случае осязание имеет преимущество. Парадоксально, но факт: более чувствительны не голые пальцы, а если ощупывать неровности через тонкую прокладку, например бумагу типа папиросной. Подойдет также тонкая медицинская перчатка. Шкурим, щупаем, опять шкурим и опять щупаем.
Когда решите, что достаточно, — убираем пыль, лучше воспользоваться влажной тряпкой. Оцениваем результат работы. Возможно (и — скорее всего), вы увидите, что с первого раза не удалось устранить все дефекты. Нужно опять воспользоваться шпатлевкой и повторить процедуру сушки и шлифовки. Особенно это касается глубоких повреждений. Не пытайтесь заполнить крупный дефект за один раз: шпатлевка при высыхании усядет, и ямка, пусть и не такая глубокая, проявится снова.
В моем случае такими глубокими повреждениями стали замочные скважины. Все ящики комода имели замки, которые я решила не восстанавливать, — просто вынула механизмы, заполнила оставшиеся полости деревянными щепками с клеем и зашпатлевала.
Перед окраской поверхность нужно загрунтовать. Операция эта не то чтобы обязательная, но лучше все-таки от нее не отказываться: и краска лучше ляжет, и адгезия (свойство краски прилипать, сцепляться с окрашиваемой поверхностью) увеличится. А значит, грунтуем праймером на водной основе. Основные подготовительные работы на этом закончены, переходим к декорированию.
В основе декоративной концепциии в обновлении комода — его форма и время изготовления. Комод сделали, скорее всего, в 50-х годах прошлого века. Одно из направлений этой эпохи искусствоведы определяют как сталинский ампир: смешение элементов барокко, наполеоновского ампира, позднего классицизма, ар-деко и советской символики. В общем, все помпезно, величественно и монументально.
В комоде эту идею, на мой взгляд, демонстрируют витые колонки по бокам и декор в виде бусин. Ну и сама форма и пропорции, конечно. Я решила усилить во внешнем виде комода составляющую ар-деко: окрасить его в «радикально-черный цвет» и дополнить фасады ящиков декором с отделкой золотом. Ар-деко требует блеска, поэтому сверху всё покрою глянцевым лаком.
Наконец, после нескольких дней предварительных «танцев с бубнами» вокруг комода можно переходить к тому, ради чего все эти телодвижения и затевались. Для отделки ящиков использую кружево. Размечаю, вырезаю и приклеиваю при помощи клея ПВА. На мой взгляд, это оптимальный выбор при работе с деревянной мебелью. После того как кружевные мотивы приклеены на место и высохли, крашу черной краской. Я взяла простую акриловую — ту, что у меня уже была.
Чтобы добавить блеска (не забываем, что у нас ар-деко), использую пасту для реставрации GOLDFINGER от Daler-Rowney «античное золото». Ее можно применять по-разному. Либо наносить блеск только на выпуклые элементы для создания эффекта старины, как будто вещь ранее была золотой, но со временем загрязнилась, и золото теперь видно через слой «грязи» на тех местах, где больше трется при эксплуатации (тогда удобнее работать просто пальцем); либо можно покрыть золотом всю деталь.
После высыхания позолота (при желании) полируется до блеска мягкой тканью. Тут меня раздирали сомнения: тюбик небольшой, цена у него высокая, а пальцем — расход меньше… Решаю делать «золото под слоем времени», хотя, конечно, для стиля ар-деко нужно больше золота.
После того как все задекорировано и окончательно высохло, необходимо нанести финишное покрытие. Я решила использовать для этой цели лак в аэрозольной упаковке. Им проще равномерно покрыть рельефные участки со сложной геометрией, и сохнет он быстро: время промежуточной сушки между слоями всего 10-15 минут.
Выбрала яхтный лак VIXEN® — продукцию российской компании ООО «НПП Астрохим». Остановила выбор на этом лаке, так как с его помощью можно создать очень износостойкое глянцевое покрытие, и использовать его допускается не только для интерьерных, но и для наружных работ.
Этот лак предназначен для защиты и придания декоративных свойств любым деревянным поверхностям (лодкам, террасам, дверям, мебели, лестницам, паркетным и дощатым полам, оконным рамам и др.), которые эксплуатируются в условиях повышенной влажности и неблагоприятных атмосферных воздействий. Он создает очень прочное глянцевое покрытие и защищает деревянные поверхности от образования плесени.
Сколько делать слоев? — Чем больше, тем лучше. Например, у китайской лаковой мебели количество слоев лака исчисляется десятками. У меня получилось 3. Очень удобно, что лак в аэрозольной упаковке быстро сохнет: и работа быстрее движется, и из-за высокой скорости высыхания не успевает прилипнуть пыль, которая все портит. В моем случае (крашу на улице) это очень актуально. Лучше, конечно, подобную работу проводить в помещении. С таким лаком нет необходимости дополнительно шлифовать поверхность между нанесением слоев.
Ну, вот и готово, результат — на первой фотографии этой публикации. Осталось только поставить новые ручки. Но их покупка пока откладывается, так как в нашем деревенском строительном магазине выбор небогат.
Конечно, теперь комод не слишком подходит для хранения инструмента в гараже, но надеюсь, что владелец найдет для него новое применение, соответствующее обновленному внешнему виду. И старый комод продолжит свою достаточно долгую мебельную жизнь уже в новом статусе. опубликовано econet.ru
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий