Знание перечисленных выше психофизиологических отличий по принципу пола поможет вам не только лучше понимать собственных разнополых детей, но и взрослых женщин и мужчин. А значит, улучшить отношения как между детьми и родителями, так и внутри семейной пары.
Насколько отличается развитие и рост девочек от мальчиков? Те родители (бабушки и дедушки), у которых есть разнополые дети (внуки), могут без колебания сказать, что разница между девочками и мальчиками заметна буквально с первых месяцев жизни. Конечно, мы не говорим о различиях в строении половых органов, в том числе о половых признаках. Физически девочки и мальчики после рождения выглядят почти одинаково, за исключением наружных половых органов. Но с ростом и развитием организма различия проявляются не только внешними признаками, но и обретением разных навыков, реакцией на окружающий мир и людей, поведением и т. д.
Чем вызваны такие различия? В первую очередь — определенными отличиями в развитии мозга еще во внутриутробном состоянии. Заложено ли такое разное развитие мозга генетически или связано с какими-то другими факторами (например гормональными), не известно. Скорее всего, воздействие разных факторов комплексно, и генетический фактор, то есть наличие генов, которые условно можно назвать «мужскими» и «женскими», играет важную роль в формировании и развитии женского и мужского организмов.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Изучением отличий между девочками и мальчиками ученые разных специальностей занимаются не так давно, если говорить о научном подходе при сравнении отличий, хотя публикаций, особенно популярных, на эту тему много. Прогресс науки вообще и медицины в частности привел к тому, что теперь многие исследования можно проводить без серьезного вмешательства в жизнедеятельность детей, а также без вреда для их здоровья.
А какое практическое значение имеет изучение различий между девочками и мальчиками, проведенное на научной основе? Владение такими научно подтвержденными знаниями помогает лучше понять причины возникновения и протекания различных заболеваний, воздействие лекарственных препаратов и других методов лечения на человека в зависимости от его половой принадлежности. Ведь не секрет, что одни заболевания встречаются чаще у мужчин, чем у женщин, и наоборот. Подобные знания также успешно используются в системе образования — для лучшего понимания механизма и законов восприятия детьми информации, разработки определенных программ обучения с учетом различий в усвоении информации между мальчиками и девочками и в целом для создания индивидуальных программ обучения. Также подобная информация нужна родителям — для лучшего понимания поведения их детей.
Нередко люди стараются понять себя и других, анализируя наблюдаемые различия. И как раз понимание того, что предопределено самой природой человека и является закономерным результатом полового различия, а что является мифом, слухом, ложной информацией, может помочь многим людям строить здоровые отношения друг с другом, чувствовать себя комфортнее в социуме и помогать решать проблемы тем, кто обращается за помощью и пониманием.
Давайте сгруппируем различия в развитии девочек и мальчиков в таблицу:
Девочки | Мальчики | |
Развитие мозга |
||
Левая половина мозга (словесные навыки) |
Развивается первой и быстрее — возможно, этим и объясняется разговорчивость женщин |
Развивается медленнее |
Правая половина мозга (пространственные навыки) |
Развивается медленнее |
Развивается первой и быстрее — возможно, этим и объясняется лучшая ориентация мужчин в пространстве |
Прифронтальные доли (контролируют импульсы и отвечают за принятие рациональных решений) |
Развиваются и созревают к концу подросткового возраста (19–20 лет), больше по размерам |
Развиваются и созревают почти до 30 лет |
Миндальное тело (эмоции) |
Развивается позже Первым развивается с левой стороны Эмоции выражаются через слова Негативные эмоции к концу подросткового возраста перемещаются к коре — так развивается умение объяснить причину своих негативных эмоций |
Развивается раньше Первым развивается с правой стороны Эмоции выражаются через действие Негативные эмоции чаще всего возникают и остаются в миндальном теле — этим и вызваны трудности в объяснении причин возникновения негатива |
Гиппокампус (память) |
Развивается раньше Первым развивается с левой стороны Память предметов и деталей |
Развивается позже Первым развивается с правой стороны Память изображений и сущности (значений) |
Мозолистое тело (обеспечивает «общение» двух половин мозга) |
К подростковому возрасту по объему на 25 % больше, чем у мальчиков Две половины мозга больше «совещаются» |
Две половины мозга у мальчиков меньше «общаются», чем у девочек |
Режим работы мозга |
Может переключаться на новый режим работы без состояния отдыха и сна |
Необходимо состояние отдыха для обновления, зарядки энергией и переориентации |
Использование частей мозга |
Чаще используют кору головного мозга |
Чаще используют примитивные (старые) части мозга |
Кровоснабжение |
Больше крови поступает к мозгу в целом и в основном она идет к центру |
Больше крови идет к периферии мозга |
Познавательный процесс (когниция) и развитие навыков |
||
Пространственное восприятие |
Предпочитают объекты и игрушки неподвижные (куклы) Описывают лучше сами объекты |
Предпочитают объекты и игрушки, которые двигаются (автомобили, самолеты, поезда) Описывают лучше локализацию (расположение в пространстве) объектов |
Речь |
Начинают говорить раньше (приблизительно в 12 месяцев) К 16 месяцам словарный запас составляет в среднем 100 слов Различия в запасе слов уменьшаются к возрасту 2,5 года |
Начинают говорить позже (13–14 месяцев) К 16 месяцам словарный запас составляет в среднем 30 слов |
Моторные навыки |
Развиваются к 6 годам более точные моторные навыки (держание ручки, рисование) |
Развиваются к 4 годам с целеустремленными движениями общие моторные навыки (прыжки, бег, балансирование тела) |
Фокусировка внимания |
Больше на лицах и вещах (чаще рисуют статичные (неподвижные) предметы теплыми цветами) |
Больше на движении (чаще рисуют динамичные (движущиеся) предметы холодными цветами) |
Восприятие информации |
Лучше воспринимают через слова и звук (слух) |
Лучше воспринимают через ощущения (особенно тактильные) и образы (портрет) |
Оценка собственных сил |
Недооценивают |
Переоценивают |
Решение проблем |
Степень риска выбирается обычно низкая, более дипломатичное решение |
Степень риска выбирается обычно высокая, более импульсивное решение |
Борьба или полет (на адреналине): учащается сердцебиение и дыхание, сахар и кровь направляются к мышцам и мозгу, зрачки расширяются — возникает реакция через движение |
Наблюдается реже |
Наблюдается часто |
Присмотреться и подружиться (на окситоцине и серотонине): уменьшается частота сердечных сокращений, задерживается дыхание, сахар и кровь направляются к коре головного мозга, зрачки сужаются — «замирание» |
Доминирует |
Встречается реже |
Реакция на общие термины и выражения (например, «Нельзя так делать, потому что это нехорошо!») |
Вызывает раздражение и переживание |
Вызывает злость и противодействие |
Социальные навыки |
Больше разбираются в эмоциях по выражению лица человека |
Меньше воспринимают людей по их эмоциональному состоянию |
Понятие дружбы |
Чаще основано на восприятии личности Разговор — это ядро дружбы Социальная иерархия уничтожает дружбу Откровенность и сопереживание — важная часть дружбы |
Чаще основано на общности интересов, увлечений, активности Разговоры часто считают лишними Социальная иерархия помогает организовать товарищества и отношения Откровенность избегается как можно больше |
Общение |
Предпочитают общаться, смотря в лицо и глаза |
Избегают контакта глазами, предпочитают общаться, находясь рядом |
Сенсорика (чувствительность) |
||
Слух |
Более чувствительны к звуку Лучше различают тональность и силу звука |
Чаще имеют проблемы с распознаванием звукового сигнала, что может быть причиной проблем с чтением (Этим подтверждается и традиционное женское «Я тебе тысячу раз говорила, а ты будто впервые слышишь!») |
Зрение |
Видят лучше объекты вблизи и в неподвижном состоянии Читают внимательнее текст перед собой Хорошо запоминают цвет и оттенки и дольше хранят эту информацию в памяти |
Более точны при оценке объектов вдали и в движении Хуже концентрируются на тексте перед собой, но быстрее читают на расстоянии и в процессе движения (например дорожные знаки) Не акцентируют свое внимание на оттенках и цвете |
Прикосновение (касание) |
Предпочитают спокойно наблюдать, а не касаться |
Предпочитают трогать руками, изучать предметы через движение |
Чувства и эмоции |
||
Чувства |
Легко могут описать и объяснить свои чувства Выражают свои чувства быстрее |
Описывают и объясняют свои чувства с трудом Выражают свои чувства медленнее |
Страх |
Чувствуют себя слабыми и беспомощными |
Чувствуют себя сильными и возбужденными |
Агрессивность |
Чрезвычайно редко используется в играх |
Часто используется в играх |
Эмоциональность |
Больше словесная Эмоции простые |
Больше выражается через действия Комплекс эмоций |
Выражение эмоций |
Часто выражают эмоции гримасами |
Сдерживают и подавляют эмоции |
Плач |
Более плаксивы с началом подросткового возраста |
Более плаксивы с 6 месяцев и в дошкольном возрасте (кричат чаще и дольше) |
Разлука с близкими людьми |
Переносят легче |
Переносят тяжелее |
Обучение и проблемы с обучением |
||
Адаптация к дошкольным учреждениям |
Легче адаптируются |
Около 75 % имеют проблемы с адаптацией |
Точные науки (математика) |
Требуют большей концентрации внимания |
Решают задачи быстрее и с меньшей концентрацией внимания |
Чтение |
Опережают Предпочитают читать вымышленные истории, чаще малых форм — рассказы и новеллы |
Позади на 1–1,5 года Предпочитают читать документальные произведения — описание реальных событий, устройства и функционирования вещей |
Слова и образы |
Фокусируются на словах, поэтому лучше обучаются через прочитанный или услышанный текст |
Воспринимают зрительную информацию лучше, предпочитают графики, схемы, рисунки |
Переключение с предмета на предмет (с урока на урок) |
Быстрее |
Медленнее |
Решение нескольких задач |
Могут решать сразу несколько задач, легко переключаются с одной на другую |
Предпочитают решать задачи одну за другой, но им требуется больше времени на переключение внимания |
Поза |
Лучше усваивают информацию, сидя и расслабившись |
Лучше усваивают информацию, стоя и сконцентрировав внимание |
Стресс (средний) |
Переносится тяжелее Ухудшает обучение Акцентирование на комбинации усилий и стресса вызывает нервное напряжение и тревогу Предпочитают в стрессовой ситуации быть с друзьями |
Переносится легче Улучшает обучение Предпочитают в стрессовой ситуации и после побыть в одиночестве |
Количество учеников в группе (классе) |
Лучше учатся в маленьких группах (2–4 человека) |
Предпочитают большие группы, но легко отвлекаются от выполнения задания |
Отношение к домашней работе |
Более аккуратны и чаще доводят до конца (выполняют полностью) |
Менее аккуратны и часто не заканчивают работу |
Решение проблем |
Предпочитают один на один (лицом к лицу) |
Предпочитают плечом к плечу (рядом) |
Поощрение к учебе |
Верят, что усилия (старательность) — ключ к успеху |
Верят, что способности (возможности) — ключ к успеху |
Оценки |
До 30 % оценок — удовлетворительные и посредственные |
До 70 % оценок — удовлетворительные и посредственные |
Влияние учителя |
Часто просят учителя помочь, любят дружить с учителем |
Большое, однако не любят учителей, которые говорят много Не любят просить о помощи и быть слишком привязанными к учителю |
Поведение на уроках |
20 % нарушений Поведение девочек часто является золотым стандартом поведения учеников |
80 % нарушений Поведение мальчиков часто воспринимается как поведение «дефектных» девочек |
Нарушение концентрации внимания, ADHD |
Встречается реже |
Проблема не в нехватке внимания, а в удержании (фиксации) внимания Встречается чаще |
Расстройства обучения |
До 30 % (по сравнению со всей группой расстройств) |
До 70 % |
Дислексия (проблемы с чтением) |
Наблюдается реже |
Наблюдается чаще |
Дисграфия/диспраксия (проблемы с написанием) |
Более аккуратны в грамматике и написании слов |
Больше проблем в неправильном написании слов и выражении мыслей «на бумаге» |
Убегают с уроков и/или бросают обучение в школе |
До 20 % от общего количества, но образование не заканчивают чаще |
До 80 % об общего количества, но чаще заканчивают образование |
Естественно, это далеко не все различия между девочками и мальчиками, а всего лишь обобщенные данные. Конечно, многие женщины могут найти немало «мужского» в своем поведении и восприятии мира и людей. И наоборот: многие мужчины имеют «женские» черты в своем характере и поведении.
Хотя различия эти в основном предопределены генетикой и особенностями развития мозга у девочек и мальчиков, однако огромнейшее влияние оказывает и среда, в которой живут и развиваются дети. Имеются в виду не только условия жизни и питание, но и социальное окружение, то есть люди, которые чаще всего общаются с ребенком и оказывают на него влияние.
У новорожденных и младенцев первых месяцев жизни существенных различий, связанных с половой принадлежностью, практически нет. В дальнейшем «мужское» и «женское» формируется за счет отношения близких людей, которые проводят время с ребенком. Так сложилось еще на заре цивилизации, что к воспитанию девочек предъявлялись одни требования, а к воспитанию мальчиков — другие. И эти требования, как ни странно, до сих пор во многих этносах почти не изменились. Поэтому не удивительно, что формирование мужчины и женщины отражает многовековые интересы и традиции общества (фактически любого). Даже если в семье нет одного из родителей, находясь среди людей и общаясь с ними, ребенок будет стараться копировать особенности поведения, которые отличают представителей именно его пола.
Очень важно не перечить природе и не создавать из ребенка марионетку, куклу, копию себя или существо, соответствующее определенным требованиям, предпочитаемым родителями.опубликовано econet.ru.
Елена Березовская
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий