О том, что общего у сетевых троллей и античных поэтов и в каком амплуа выступил бы Жан-Жак Руссо, будь у него аккаунт, — глава «Новое цифровое Средневековье» книги «Только после Вас: Всемирная история хороших манер».
Казалось бы, блага цивилизации должны делать нас гуманнее, толерантнее и нравственнее, но достаточно зайти в фейсбук, чтобы убедиться, что это не всегда работает. Люди оскорбляют друг друга в комментариях, как будто не было всей истории этикета. Поскольку благодаря цифровым технологиям весь мир превратился в одну большую деревню, в наши дни легко познакомиться с чужой культурой и ее обычаями. Для этого не нужно даже вставать с дивана, ведь теперь и самые далекие уголки планеты стали доступны для нас благодаря спутниковому телевидению и интернету. Не то что в эпоху Средневековья, когда вся информация, поступавшая извне круга твоего общения, была окрашена пропагандой либо церкви, раздувавшей пожар священных войн, либо правителей, вечно воюющих меж собой. Если в том мире вежливость и хорошие манеры были вещью второстепенной, поскольку человеку приходилось не жить, а выживать, то сейчас, казалось бы, ситуация должна измениться к лучшему.
Мысль о том, что цифровые технологии несут нам свет цивилизации, является прекрасной, но несколько наивной. По сравнению с мощной полноводной рекой бесконечных реалити-шоу телепрограммы, посвященные другим культурам и традициям, являются лишь маленьким маргинальным ручейком. Куда ни кинь взгляд, в любом уголке мира по телевидению демонстрируют изобретенные в Европе программы, в которых взрослые люди издеваются друг над другом и состязаются самыми макабрическими способами, словно средневековые шуты. Можно задаться вопросом, какого мнения был бы Эразм Роттердамский о своих соотечественниках голландцах, придумавших телешоу, в которых людей сводят с ума в закрытом помещении, пытаются подтолкнуть к адюльтеру или же раздевают догола с целью найти им партнера для спаривания на экзотическом острове. Скорее всего, Эразм ощутил бы прилив так называемого финского стыда и выразил бы это с помощью популярного фэйспалм-мема, если бы, конечно, вел блог.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
В теории интернет мог бы служить мостом между культурами, однако нетикет, придуманный в качестве пособия по правилам поведения в Сети, не смог ограничить агрессию пользователей, которая постоянно принимает новые формы с изобретением все новых мобильных приложений для общения. К примеру, вечная проблема — расизм и национализм — вновь вспыхнула пожаром, когда в 2015 г. в Европу хлынула очередная волна мигрантов: люди наперегонки занимались распространением разжигающих национальную вражду материалов в социальных сетях, которые сейчас занимают настолько значимую позицию, что с ними вынуждены считаться, готовя обзоры новостей, традиционные СМИ. Ну, а уж когда бензина в огонь подлила желтая пресса, не имеющая никакого понятия о журналистской этике, круг замкнулся.
Победоносное шествие европейской культуры впечатляет размахом: сначала хорошие манеры от придворных проникли в жизнь мещан и буржуа, а затем стали нормой также для простого народа. Интернет и социальные сети тоже изначально призваны были сплотить людей и помочь наладить новые дружественные связи, однако то, что творится сейчас в Сети: хамство, выпячивание нарциссических комплексов и риторика ненависти, — как нельзя лучше доказывает, что разнузданные средневековые замашки обрели новый дом в виртуальном мире.
С каждым днем людей, которые не мыслят свою жизнь без социальных сетей, становится все больше и больше. Взять, например, Facebook, где количество зарегистрированных пользователей осенью 2015 г. уже перевалило за 1,5 миллиарда, а суточная активная аудитория в среднем составляет около 1 миллиарда человек. В то же время между реальностью и виртуальным миром царит конфликт поведенческих норм: если взять за образец стандарты, принятые в сетевых дискуссиях и на форумах, можно запросто стать человеконенавистником.
Когда коммуникация не включает в себя реальное физическое общение, хорошие манеры отступают на второй план, равно как и пропадает желание контролировать всплески гнева.
Также позиция тех, кто координирует виртуальную реальность, подчас вызывает недоумение: так, модераторы в соцсетях могут заблокировать фотографии, содержащие легкую эротику или запечатлевшие процесс кормления грудью, однако открытая риторика ненависти контролируется куда более слабо, поскольку считается, что в таких вопросах цензура может посягнуть на свободу слова.
Американский психолог Джон Саллер в 2004 г. опубликовал статью, в которой перечислил причины, по которым пользователи ведут себя в Сети агрессивно. Анонимность в интернете придает человеку смелости и провоцирует его делать вещи, которые он никогда бы не совершил в реальной жизни; в виртуальном пространстве мы ощущаем себя более безопасно. Ведя сетевую дискуссию, мы не видим, как другие люди жестикулируют, вздыхают или качают головой. Поскольку лиц не видно и все нюансы невербальной коммуникации отсутствуют, человеческий мозг по своему выбору награждает собеседника качествами, которыми тот якобы обладает. Зачастую эти черты отражают наши собственные потребности, желания и надежды, а не реальные характеристики человека по ту сторону экрана.
Воображение создает новую цифровую реальность, поля для битвы, где сражаются наши аватары.
В интернете общение не привязано к времени или месту, при желании его легко закончить в любой момент. При общении лицом к лицу тебе некуда деться от собеседника, однако в Сети принято разбрасываться направо и налево своими мнениями, ведь в крайнем случае всегда можно просто выключить компьютер. По мнению Саллера, общение в Сети для многих является игрой, в которой правила и нормы обычной жизни не работают и которую можно прекратить когда угодно. Это своего рода проявление эскапизма, возможность отвлечься от рутины и броситься в пучину удовлетворения страстей — не заботясь при этом о последствиях своего поведения.
Однако значительно бóльшая опасность, нежели дурно воспитанные индивиды, заключается в том, что социальные сети оказывают на людей определенное давление, а это может привести к непредсказуемым последствиям. Поскольку чужаки не пробуждают в нас такого же сочувствия, как члены собственной группы, этих посторонних легко дегуманизировать при поддержке участников своего сообщества. Афоризм о том, что невозможно переоценить глупость толпы, применим также и к виртуальной реальности.
Так, тренер лондонской футбольной команды «Арсенал» Арсен Венгер выразил беспокойство по поводу агрессии, которую выплескивают в социальных сетях европейские футбольные болельщики. Эта агрессия, по его словам, вскоре может стать самой серьезной проблемой, которую футбольному сообществу придется решать. Венгер в интервью сетевому изданию Goal.com заявил, что мнение отдельного фаната может превратиться в волну всепоглощающего гнева в Facebook. Это замечание кажется в особенности пугающим, если вспомнить, что агрессивное поведение футбольных хулиганов — феномен куда более давний, чем социальные сети.
С подобными неконтролируемыми вспышками агрессии приходится сталкиваться также учителям, журналистам и исследователям — то есть людям, занимающимся сбором и распространением информации, тем, чья компетентность часто публично и в грубой форме подвергается сомнению. Если раздувание агрессии происходит осознанно, то можно говорить о троллинге, цель которого — вызвать недоумение и злость, направленные на конкретного человека или группу лиц. Часто троллинг ведется анонимно, под прикрытием никнеймов, но он может быть и открытым, например, когда против чего-то или кого-то протестуют с помощью специально созданного сайта. Троллинг может лоббировать интересы какой-либо политической группы, но чаще это нападение на человека или группу лиц, происходящее в силу личных причин. Так или иначе, цели при этом преследуются одинаковые: подорвать репутацию и возбудить негативные чувства, используя в качестве инструмента Всемирную паутину.
Виртуальная реальность и социальные сети, таким образом, создают собственную вселенную, в которой каждый может быть кем хочет и вести себя как угодно. В худшем случае эта манера поведения перекочевывает в реальный мир, где люди общаются лицом к лицу. Привело ли развитие интернета к тому, что мы оказались в эпохе цифрового средневековья, где попросту не способны контролировать выражение собственных эмоций, общаясь посредством информационных сетей? Готовы ли мы немедленно выхватить шпагу и воткнуть ее в своего собеседника — и неважно, что шпага эта лишь вербальная, — как только нас что-то начинает раздражать? В эру компьютерного средневековья насмешки, агрессия и отсутствие эмпатии стали частью нашей повседневной жизни.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Разумеется, риторику ненависти люди освоили уже давно, лишь инструменты прежде были иными. Охота на ведьм оказалась бы куда более гибельной, имейся у троллей из доминиканских монастырей интернет. Можно лишь вообразить, с какой ловкостью выслеживающие инакомыслящих инквизиторы использовали бы социальные сети и форумы для отлова жертв.
На самом деле человек троллил с тех пор, как научился писать. Еще в Древней Греции боялись острого языка поэтов и их издевательских стихов, написанных ямбом и гекзаметром. С помощью своих сатирических и обличительных произведений поэты привлекали внимание к неподобающему поведению отдельных личностей. Так, сборник язвительных поэм, написанных античным философом-скептиком Тимоном из Флиунта в 250 г. до н. э. и направленный против философов-современников, назвали «оскорблением всему роду человеческому».
В Италии времен Ренессанса люди, которые сами не владели пером, даже специально нанимали поэтов, чтобы те с помощью рифмованных строк очерняли их противников. Самым известным из таких поэтов был сатирик Пьетро Аретино, который писал остроумные эпиграммы на всех, кто попадался ему под горячую руку. В 1525 г. он опубликовал направленный против высшего духовенства пасквиль, который едва не стоил ему жизни. Аретино сбежал в Венецию, где жил под покровительством сразу двух европейских правителей, Карла V и Франциска I, каждый из которых платил поэту пенсию в надежде, что тот будет своим пером досаждать другому государю.
Герой одного из древнегреческих мифов, прекрасный юноша по имени Нарцисс, влюбляется в собственное отражение в горном источнике и, очарованный им, не в силах оторваться от созерцания прекрасной картины, гибнет от голода и жажды. В наши дни люди могут нарисовать в соцсетях прекрасную картинку своей жизни, однако на деле она сплошь и рядом оказывается искаженной, словно отражение в кривом зеркале. Сетевой ресурс WhoIsHostingThis.com в 2012 г. провел среди своих пользователей опрос, результаты которого продемонстрировали, насколько распространена ложь в соцсетях. Люди, например, постили статусы, согласно которым занимались разными веселыми и интересными делами по всему миру, в то время как в действительности они даже не покидали свой дом. Большинство респондентов подтвердили, что они занимаются намеренным искажением информации в Facebook. Исследования показали, что каждый третий участник опроса проявил склонность к патологической эгоцентричности.
Профессор Кристофер Карпентер из Университета Западного Иллинойса в 2012 г. также провел исследование на тему потребности в самоутверждении, свойственной пользователям соцсетей. Карпентер изучал, как люди самоутверждались с помощью постоянных апдейтов, новых фотографий и улучшений профиля. Он заметил, что юзеры испытывали злость, если никто не комментировал их посты, и что многие старались отомстить за негативные комментарии, оставленные в Facebook. Исследование показало, что Facebook подпитывает нарциссическое поведение, поскольку соцсети предлагают возможность завязывать сотни, если не тысячи, поверхностных и мимолетных социальных связей и практиковать эмоционально отстраненную коммуникацию.
Люди, обладавшие большим количеством «друзей» на Facebook, были в особенности склонны к эксгибиционному нарциссизму, который сочетает эгоизм с потребностью манипулировать другими и использовать их в своих целях.
Возможно, стоит вспомнить, чем закончился миф о Нарциссе: нимфы пришли оплакать смерть прекрасного юноши, и их вздохи и плач нимфа Эхо, ранее высокомерно отвергнутая Нарциссом, повторяет и повторяет бесконечно. В Сети тоже следует быть предельно осторожным: ведь информация, которую ты о себе распространяешь, может остаться там навеки.
Французский философ Жан-Жак Руссо сделал похожие наблюдения о нарциссизме еще в 1750 г. в своем трактате «Рассуждение о науках и искусствах» (Discours sur les sciences et les arts). Руссо утверждал, что науки и искусства не принесли человечеству никакой пользы, поскольку они развивались не благодаря людским потребностям, а в силу человеческой гордыни и тщеславия. Появление материализма разрушило настоящую дружбу, и на ее место пришли зависть, страх и подозрение. По мнению Руссо, распространение зависимости от социальных отношений отрицательно сказалось на благополучии людей. Любовь к себе, в которой нет ничего плохого, ибо она основана на естественной потребности в самосохранении, сменилась самолюбием. А вот оно является чувством ненатуральным, поскольку заставляет человека сравнивать себя с окружающими, служит источником немотивированного страха и делает возможным злорадство, то есть наслаждение страданием и слабостями другого.
Если бы Руссо жил в наши дни, у него вряд ли было бы много друзей в Facebook. Весьма сомнительно, чтобы знаменитый французский философ стал бы пригоршнями рассыпать «лайки» или же, несмотря на присущий ему эгоцентризм, тыкать в людей палкой для селфи на улицах европейских городов. И уж Руссо точно не строчил бы постоянные посты, призванные рассказать миру о его собственном великолепии. Скорее всего, он писал бы саркастические статусы, обличая в них нарциссизм и упадок современной цивилизации.
Несмотря на то что притворство людей, пользующихся Facebook, вряд ли удивило бы Руссо (ведь при дворе «короля-солнца» истинное лицо тоже прятали за пышным париком, пудрой и изысканными манерами), он был бы поражен культурой общения, принятой в цифровую эпоху. Даже такого прямолинейного, вплоть до грубости, человека наверняка шокировало бы обилие угроз, оскорблений и клеветы, распространяемых в Сети. Для Руссо это стало бы знаком, что человечество деградировало, вернувшись в эпоху религиозных войн, предшествовавших Просвещению, во времена, когда людей натравливали друг на друга с помощью риторики ненависти.опубликовано econet.ru.
Из книги "Только после Вас: Всемирная история хороших манер", Ари Турунен, Маркус Партанен
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий