Самые любопытные фрагменты лекции Эдварда Радзинского о парадоксах русской истории. Эту лекцию знаменитый историк провел в поддержку своей новой книги «Бабье царство. Русский парадокс».
«На протяжении века в нашей стране самодержавно правили пять императриц. Когда к власти пришел император Павел и принял закон о престолонаследии, женское царство в России закончилось навсегда. Что оно оставило мужчинам? Невероятную, огромную, богатую империю. Но в этой огромной империи было огромное количество проблем, был парламент с ружьями, больше похожий на казарму. Это был набросок будущей великой страны. Что же сделали мужчины? Вы знаете — успешно привели страну к революции».
1. «Курица не птица, баба не человек». Кому воду носить? Бабе. Кому битой быть? Бабе! За что? За то, что баба. В нашей стране с таким типом мышления, на протяжении века самодержавно правили пять императриц. Биография каждой достойна триллера, но максимум о них снимаются сериалы в духе «холопы — о господах».
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
2. В терем к боярыне, и тем более, к царице, мужчинам заходить было нельзя. Ее за всю жизнь вообще видели только супруг, дети и несколько служанок. Когда царицу везли по улице, окошки кареты были плотно зашторены. Если она выходила и ее, не дай бог, кто-то видел, несчастный падал на землю вниз лицом и не смотрел, иначе смерть. Лекари лечили монарших жен в абсолютной темноте, а измеряя пульс царицам, надевали перчатки.
Вдумайтесь: какой ужас был родиться царевной.
Выйти замуж она не могла по простой причине — не было подходящего кандидата. Иностранный королевич не подходил, потому что царевне нельзя было менять веру, а любой знатный боярин назывался «царским холопом», и это однозначно мезальянс. Негоже госпоже выйти замуж за раба. Оставался один путь — в монастырь. Но, честно говоря, между заточением в тереме или в монастыре не было никакой разницы.
3. И вот на Руси произошла катастрофа, светопреставление! Вторая жена царя Алексея Михайловича поехала в открытой коляске при всем честном народе! Более того, на ее день рождения во дворец пригласили вельмож. А затем и царевна Софья, сестра Петра I, выбралась из своего терема. Женщина, вчерашняя «теремная затворница» отплясывает ночью на балах вместе с мужчинами, она пьет вино, грудь вываливается из корсажа. Это была первая феминистская революция, потрясшая основы основ.
4. Впереди Софью, как и всех русских царевен, ждал только монастырь. Она была дурнушка, но мужского ума девица. И вот она влюбилась в красавца князя Голицына, у которого был удачный брак, дети. Любовь умных дурнушек — опасна. Софья решила князя завоевать. Сделать это можно было только одним способом — властью.
И путь царевны Софьи — это удивительный акцент галантного века. Это последний век, когда любовь правила политикой. Царевна добилась своего, стала правительницей. Но на свою беду, Софья пришла к власти в неподходящее время: Россия была не готова к «правлению бабы», и Петр очень скоро с легкостью свергнет ее.
5. Но и сам Петр, брутальный, как сейчас бы сказали, альфа-самец, влюбился. И снова политикой правила любовь! Петр, у которого целый «постельный регистр», по уши влюбляется в женщину без прошлого, — кухарку, служанку и любовницу графа Шереметьева, наложницу Меншикова.
Это очень опасная служанка — из тех, которые делают рабами своих господ. У нее никого нет, она не помнит своих родителей, но с блеском использует любой подвернувшийся шанс. Это история про «русскую Золушку» или про дичь, которая подстрелила стрелка. Свои письма к ней Петр начинает по-солдатски: «Тетка, матка», а заканчивает: «Душа моя, друг мой, Екатеринушка…»
Она до конца жизни останется неграмотной, наша первая императрица. Поэтому не может ответить на любовные письма Петра, их за нее пишут холопы!
6. Елизавета, дочь Петра I, в отличие от предшественниц Софьи и Екатерины, была красавицей, но красавицей несчастной, вечно с кем-то соперничающей. Она была так тщеславна, что когда прибывал торговый корабль, на него поднимались ее слуги и скупали все лучшие туалеты, привезенные из-за границы.
У Елизаветы были великолепные длинные ноги, которые находились в тюрьме из юбок, и она все думала, — как эти победоносные ноги явить миру. Придумала — маскарады. На них Елизавета появлялась в мужской одежде, а рядом был переодетый ее несчастный двор, который превращался в пухленьких жалких «мальчиков». Мужчины, которых заставляли надеть женские туалеты и танцевать, путались в юбках и падали на пол под хохот Елизаветы. Она от души наслаждалась этой картиной.
Ощущение феминистской революции, победы над мужчинами, у нее, бесспорно, было. Безобидная, в общем-то, слабость.
7. Елизавета была женщиной добрейшей. Когда одна из ее родственниц изменила мужу и была им бита, мужа не просто изгнали, его отправили в тюрьму! И если мужчины соглашались унижаться на придворных балах, то женщины — не все.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Подруга ее юности, княгиня Лопухина, решила побороться. Она явилась на бал с той же прической, с той же розой в волосах, что и Елизавета. От монаршей пощечины девица упала на пол, а потом Елизавета приказала принести ножницы и с яростью вырезала эту розу из прически подруги.
Позднее, когда ей в угоду создадут и «расследуют» лже-заговор, к нему припишут ту самую Лопухину и отправят по этапу в Сибирь на 20 лет, с вырванным языком. Она вернется назад мычащей старухой. На что Елизавета скажет: «Так ей и надо, дуре!». Очень по-женски, не правда ли? Как и боязнь мышей, которая была присуща доброй Елизавете.
8. Кстати, позднее прелестная Елизавета, которая кроме мышей, еще очень боялась крови, будет вести смертоносную войну с Фридрихом и практически победит, умрет накануне победы. Зачем она вела эту войну? Она сама толком не знала. По итогам войны Россия ничего не получила, только 100 тысяч павших солдат и славу.
9. Наконец, последняя императрица, Екатерина II, блестяще умная, образованная женщина, писала Вольтеру: «В каждом дворе, в каждом доме есть стальной ошейник и прочие орудия для пытки этого несчастного класса. И если вы посмеете сказать, что они тоже люди, вас забросают каменьями». Это она о крепостных крестьянах, в ответ на письмо Вольтера о том, что позорное рабство пора отменить.
Далее она пишет: «Сколько я вынесла от этого злого общества! Когда на уложенной комиссии граф Строганов, милейший, добрейший человек, сказал, что нужно облегчить долю крестьянству, с какой яростью все выступили против! Из всей комиссии нашлось едва ли 20 человек, которые мыслили умно, гуманно».
Итак, она все понимала: и когда преследовала Радищева за его литературные произведения, и когда ссылала на каторгу. Но самодержавная императрица ничего не могла. Знала, что подавляющее большинство требует продолжения рабства.
10. «Русский парадокс» — он во всем: и в крепостном праве, и в этих дамах на престоле. Когда к власти пришел император Павел и принял закон о престолонаследии, женское царство в России закончилось навсегда. Что оно оставило мужчинам? Невероятную, огромную, богатую империю. Но в этой огромной империи было огромное количество проблем, был парламент с ружьями, больше похожий на казарму. Это был набросок будущей великой страны. Что же сделали мужчины? Вы знаете — успешно привели страну к революции.опубликовано econet.ru.
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий