Экология познания: Гаражные лаборатории, сетевые эксперименты — современная наука становится все доступнее для обычного человека. Тем удивительнее, что статьи ведущих научных журналов до сих пор остаются платными для читателей. Но почему ученые до сих пор мирятся с таким положением дел
Гаражные лаборатории, сетевые эксперименты — современная наука становится все доступнее для обычного человека. Тем удивительнее, что статьи ведущих научных журналов до сих пор остаются платными для читателей. Но почему ученые до сих пор мирятся с таким положением дел?
Через семью Эльзевиров, печатников из Лейденского университета, прошла практически вся европейская наука XVI — начала XVII века. Диссертации, монографии, научные работы. Все это выходило под знаменитой эмблемой Эльзевиров с мудрецом и раскидистым деревом, которая теперь знакома каждому ученому. Правда, род Эльзевиров прервался еще в 1712 году, а крупнейшее современное издательство научной литературы Elsevier при своем создании в 1880 году лишь присвоило проверенный временем бренд голландских печатников.
© Ben Smith
Сегодня в журналах Elsevier выходит около четверти всех научных статей. Скачать любую гипотетически может каждый: нужно только заплатить 20–50 $. Сумма ощутимая — так что ученые для своей работы используют статьи журналов, включенных в подписку родной организации (института, университета, предприятия) или просят тексты у коллег. Но годовая подписка тоже обходится недешево, а потому впечатляющие доходы Elsevier (1090 миллионов евро в 2011 году) и других научных издательств не должны особо удивлять. При этом труд создателей статей и их рецензентов никак не оплачивается, более того, авторам часто приходится платить издательству за публикацию.
Зачем же ученые ввязываются в эту игру? Cтатьи в хороших научных журналах — это путь по карьерной лестнице для исследователя: с ними можно получить повышение, выиграть грант, выбить у руководства новое оборудование или просто покрасоваться перед друзьями и журналистами. А потому будь добр, принимай правила игры.
21 января 2012 года английский математик Тимоти Гауэрс, лауреат премии Филдса (аналог Нобелевской премии для математиков), через свой блог призвал коллег бойкотировать журналы Elsevier. Причины, с его слов, просты: завышенные стоимости подписок, навязывание ненужных услуг и поддержка издательством проектов законов SOPA и PIPA, ограничивающих интернет-свободы. Призыв математика поддержало около 14500 ученых, подписавших петицию на сайте «The cost of knowledge», но издательство так и не пошло на существенные уступки.
9 декабря 2013 года — новый протест и снова от звездного ученого. Рэнди Шекман, свежеиспеченный лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, публикует заметку на страницах The Guardian, где зарекается больше никогда не публиковать статьи своей научной лаборатории в трех ведущих журналах — Nature, Science и Сell. Его возмущает политика редакций журналов, которые принимают только «интересные для публики» статьи, формируя таким образом научный мейнстрим и игнорируя по-настоящему смелые и неожиданные работы. Это всего два примера, но кто знает, сколько менее знаменитых ученых втайне поддержали их решение? Или готовы поддержать, как только появится реальная альтернатива гигантским научным издательствам?
Впрочем, решение этой проблемы начало вызревать еще задолго до 2012 года — первые открытые электронные научные журналы, статьи из которых может без ограничений скачать любой желающий, стали появляться еще в нулевых. Одни берут деньги (на оплату труда верстальщиков/корректоров/дизайнеров или даже рецензентов) с авторов статей, а другие существуют на спонсорские средства от ведущих организаций (институтов, библиотек, фондов). Одни выкладывают статьи в общий доступ сразу, а другие лишь по прошествии времени или вовсе только разрешают авторам статьи повторно публиковать свои работы на сторонних ресурсах.
В любом случае, главный принцип открытых научных журналов остается неизменным — читатель не должен платить за материалы. Такой подход понемногу начинает менять саму традицию написания научных статей. Ведь теперь издатели могут ориентироваться на количество скачиваний или репостов в социальных сетях. Да и ученым наверняка интереснее писать для всего мира, а не для нескольких десятков-сотен своих коллег.
5 открытых научных журналов, заслуживающих внимания
Издается с декабря 2006 года. Один из семи журналов, издаваемых Public Library of Science, чьи реферируемые издания специализируются в основном на биологических науках. Журнал PLoS ONE — самый широкий по тематикам среди них.
Выходит только в онлайн-версии, а потому не ограничен в объемах. На конец 2013 года был самым большим рецензируемым научным журналом мира. Политика издания очень проста — редакция принимает к рассмотрению все статьи, независимо от тематики. Принципиально важна только точность методологии и статистическая достоверность приведенных данных.
За неожиданные и смелые научные статьи PLoS ONE завоевал особую любовь научных журналистов (к примеру, многие лауреаты Шнобелевской премии публиковали свои исследования именно в PLoS ONE). Тем не менее PLoS ONE пользуется все большим уважением и в среде научной.
Публикация в журнале платная. Авторы из большинства стран мира должны заплатить за нее 1350 $. Есть два списка стран, для которых предусмотрены скидки — публикация для них стоит 500 $ или вовсе будет бесплатной.
Практически точная копия PLoS ONE, издаваемая с 2011 года самой авторитетной в мире науки издательской научной группой Nature. С точностью совпадают даже плата, предусмотренная для авторов. Сразу после появления журнала редакция PLoS ONE даже послала в Nature письмо, поздравляющее издательскую группу со вхождением в мир открытых журналов.
Поразительно, но один из самых авторитетных отечественных научных журналов является абсолютно открытым. С российскими журналами дело вообще плохо, но УФН традиционно читается, цитируется и ценится мировыми учеными. Так, именно на страницах УФН в далеком 1967 году появилось первое теоретическое предсказание культовых объектов для современных физиков — метаматериалов, то есть материалов с отрицательным показателем преломления света.
Издается журнал с 1918 года. Сейчас публикует в основном обзорные работы из разных областей физики, за написание которых вопреки мировой традиции даже платит своим авторам.
Журнал является практически волонтерским проектом двухсот ведущих специалистов по биомедицине и науках о жизни со всего мира. С авторов статей не предусмотрено никакой платы (частично расходы редакции покрывают спонсорские деньги родных институтов и таких крупных научных коллабораций как общество Макса Планка).
Возглавляет редакционную коллегию тот самый «бунтарь», обладатель Нобелевской премии Рэнди Шекман. Существует журнал с конца 2012 года, за год 2013 в нем вышло 287 статей. Особое внимание, со слов редакции, уделяется работам молодых ученых и поиску новых подходов к представлению и обсуждению научной информации.
Формально сервер arXiv.org не является рецензируемым научным журналом. Но не упомянуть его в этом списке было бы почти преступлением. 21 год назад arXiv.org был основан в Лос-Аламосской национальной лаборатории США. Теперь он поддерживается на деньги Корнельского университета и представляет собой гигантский электронный архив как препринтов (версии статей, которые ученые еще только посылают на рецензирование в журнал), так и окончательных версий научных публикаций (здесь могут размещаться статьи из тех самых условно-открытых журналов, которые лишь разрешают публиковать работы повторно на сторонних серверах).
Формально статья на arXiv.org научной публикацией не считается, но некоторых это не останавливает. Так, Григорий Перельман опубликовал свое доказательство гипотезы Пуанкаре именно здесь. Кроме того, публикация на arXiv.org, замеченная и оцененная коллегами, часто помогает ученым довести до ума свой текст перед подачей в традиционный научный журнал.
Конечно, про все открытые научные журналы написать невозможно. Поэтому закончим текст ссылками на еще два полезных списка. В первом — журналы из самых разных научных областей, а во втором — журналы одного из пионеров области, издательства BioMed Central.
Впрочем, есть у открытых научных журналов и свои минусы. Во-первых, это их количество — более 8 тысяч даже по самым скромным оценкам. Любой исследователь может просто потонуть в таком потоке информации. А во-вторых, это их качество — часто в этот поток непроверенных данных, однообразных экспериментов или даже откровенной фальши и не стоит погружаться.
Сотрудник Гарвардского университета Джон Боханон даже поставил своеобразный эксперимент, результаты которого опубликовал в октябре 2013 года на страницах Science. Джон написал абсолютно выдуманную работу об обнаружении влияния выделенного из лишайника вещества на рост раковых клеток и разослал ее разные вариации в редакции 304 англоязычных научных журналов. В каждой из них содержались серьезные методологические ошибки, но только у редакторов 34 изданий возникли вопросы по научному содержанию статей (здесь можно посмотреть интерактивную карту с результатами эксперимента. Интересно, что многие журналы со словами «American» или «European» издаются в Индии, Китае или Африке).
Похожий эксперимент с российским журналом в 2008 году провел вместе со своими коллегами по газете «Троицкий вариант» биоинформатик Михаил Гельфанд. Тогда «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов» опубликовал посланную ими статью «Корчеватель: алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности», которая была просто автоматическим переводом абсолютно бессмысленной и сгенерированной с аналогичными целями (проверить надежность рецензирования журналов) англоязычной статьи «Rooter: A Methodology for the Typical Unification of Access Points and Redundancy».
Чем не свидетельство провала «открытого» подхода к изданию научных журналов? Получается, за деньги авторов рецензенты готовы пропустить любую несуразицу — издатели ее опубликуют, а читатель снова останется в дураках? Но не стоит забывать, что эксперимент Джона Бонахона не был чистым во всем смыслах. Ведь подложную статью для сравнения можно было послать и в обычные рецензируемые журналы. Да и опубликовался Бонахон на страницах настоящего флагмана традиционных научных издательств. Так что борьба ученых за открытые научные знания еще не закончилась. Да и вряд ли закончится, пока устоявшаяся и почти средневековая индустрия научных статей не научится играть по правилам интернета..опубликовано econet.
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий