Экология воспитания: Хотите, чтобы ваш ребёнок прекратил делать нечто опасное/раздражающее/запретное, чем он сейчас занимается? Возможно, его можно отшлёпать ремнём или ударить и это поможет, — но только на очень короткий промежуток времени
Телесное наказание неспособно изменить поведение детей в долгосрочной перспективе. Вместо этого оно увеличивает их агрессивность.
Хотите, чтобы ваш ребёнок прекратил делать нечто опасное/раздражающее/запретное, чем он сейчас занимается? Возможно, его можно отшлёпать ремнём или ударить и это поможет, — но только на очень короткий промежуток времени.
В этом случае подготовьтесь к тому, что ваш ребёнок станет более агрессивно вести себя в отношении вас или своих братьев и сестёр, друзей, а во взрослой жизни — и в отношении своего супруга. Ой, а ещё подготовьтесь к появлению и других разновидностей антисоциального поведения.
В недавнем научном анализе двух десятилетий исследований долгосрочных последствий физических наказаний детей, опубликованном в понедельник в статье «Журнала Канадской медицинской ассоциации», делается вывод, что телесное наказание не работает и может на самом деле привести к долгосрочным негативным последствиям для развития детей.
Изучение телесных наказаний является сложным предметом для исследователей, которые не могут рандомизированно подразделить детей в группы, где их бьют, и группы, где исключено телесное наказание. Вместо этого они отслеживают развитие детей в течение многих лет, регистрируя, насколько часто они получают телесные наказания, а затем с течением времени измеряют у них уровни агрессии. «Мы обнаружили, что дети, подвергаемые телесным наказаниям, становятся со временем более агрессивными, а те, кто не подвергается телесным наказанием, со временем становятся менее агрессивными», — сообщает Джоан Дюррант, основной автор статьи, клинический детский психолог и профессор кафедры семьи и социальных наук в Университете Манитоба.
На самом деле, независимо от возраста ребёнка или размера выборки, ни одно из более чем восьмидесяти исследований последствий телесных наказаний не смогло продемонстрировать положительные эффекты. «Если кто-то вознамерится ударить нас, чтобы изменить наше поведение, это может повредить нашим отношениям с этим человеком. Мы можем почувствовать обиду», — утверждает Дюррант. — «Дети чувствуют то же самое. Так поступать неконструктивно».
Дети, подвергаемые телесным наказаниям, могут чувствовать депрессию и обесцененность, а также нарушение самооценки. Жестокие наказания могут привести к долгоиграющим последствиям, поскольку они способствуют тому, что дети, в отчаянии пытающиеся избежать телесных наказаний, учатся лгать. Телесные наказания связаны с возникновением различных психических нарушений в дальнейшей жизни, в том числе депрессии, тревоги, злоупотребления алкоголем и наркотиками. Имеются данные нейровизуализационных исследований, которые показывают, что телесные наказания могут изменять зоны мозга, задействуемые при выполнении заданий тестов интеллектуального развития (IQ-тестов), и повышать вероятность алкоголизма и наркозависимости. Также обнаружены предварительные свидетельства в пользу того, что телесные наказания могут негативно влиять на области мозга, связанные с регуляцией стресса и эмоций.
И всё же, как я писала прошлым летом в статье про первое проводимое в реальном времени исследование родителей, применяющих телесные наказания к своим детям, некоторые научные данные показывают: до 90 % родителей утверждают, что они применяют методы физического наказания:
Несмотря на наличие целого ряда дисциплинарных методов, включая пресловутое «поставить в угол», перенаправление фокуса внимания и повышение акцента на позитивной дисциплине (попробуйте заменить «не пролей сок» на «осторожнее держи свою чашку»), ремень и затрещины всё ещё популярны.
Мамы и папы, которые бьют детей, так поступают, поскольку верят, что это эффективный метод воспитания, и исследования действительно это подтверждают, — но в краткосрочной перспективе. Если ребёнок тянется к интересующему предмету, его можно остановить, шлёпнув по рукам. «Это действительно срабатывает в непосредственной ситуации, но за пределами её, в большинстве случаев, этот метод неэффективен», — утверждает Джордж Холден, один из соавторов исследования и профессор психологии Южном методистском университете. «Наиболее часто встречающимся долгосрочным последствием использования этого метода является то, что дети учатся агрессивному поведению».
Наглядный пример: одна мать, участвовавшая в исследовании, ударяла ребёнка — после того, как ребёнок или ударял, или пинал свою маму — со следующим увещеванием: «Это чтобы ты запомнил, что нельзя бить мать».
«Ирония этой ситуации поразительна», — утверждает Холден.
В некоторых странах телесные наказания не разрешены. Дюррант в настоящее время проживает в Швеции, где исследует то, как законодательно регулируются вопросы детей и семьи, а также эволюцию принятого в этой стране закона, запрещающего телесные наказания детей. В 1979 году Швеция стала первой страной, принявшей подобный закон; теперь сходный закон принят в тридцати двух странах, включая большую часть Европы, Коста-Рику, Израиль, Тунис и Кению.
Ни США, ни Канада не присоединились к этому движению. «Когда бы я ни упоминала этот закон, бытует убеждение, что он является вмешательством правительства в то, как мне растить моих детей», — отмечает Дюррант, — [но в Швеции] он воспринимается как способ удостовериться, что дети получают наилучшие стартовые условия в жизни».
Родители, которые часто бьют своих детей, так поступают на автомате. Многие, особенно те, кто сам претерпевал в детстве телесные наказания, считают, что шлепки и затрещины являются единственной дисциплинарной тактикой в их арсенале. Врачи имеют возможность изменить эту тенденцию путём обучения родителей относительно стадий нормального детского развития, рекомендации альтернативных способов дисциплинирования детей, а также направления заинтересованных родителей к соответствующим источникам информации и в образовательные программы по обучению методам воспитания. В Швеции, к примеру, молодых родителей вовлекают в группы поддержки и предоставляют им информацию о стадиях развития ребёнка.
В результате родители приходят к пониманию, что их дети не являются злонамеренными нарушителями, это просто естественное проявление, соответствующее течению их развития. «Когда дети видят, как кто-то разрешает конфликт при помощи агрессии, повышается вероятность того, что они научатся этмоу поведению», — отмечает Дюррант. «Двухлетние малыши являются самыми агрессивными людьми на земле. Они не понимают последствий своего поведения и неспособны сдерживать себя. Посему чем чаще ребёнок становится свидетелем разрешения конфликтов при помощи агрессии, тем более агрессивным он становится».
Малышка, которая надевает плошку для каши на голову, вероятно не является дурной: ей просто любопытно, что же произойдёт. Дюррант любит приводить в пример своего сына. Когда ему было три года, он уронил зубную щётку своего отца в туалет. Иной родитель, возможно, накричал бы на ребёнка, но академическое образование Дюррант помогло ей понять, что ребёнок просто экспериментировал: он ронял предмет в воду в ванне и раковине и не получал ни единого выговора, так почему бы не попробовать уронить что-нибудь и в туалет? «Я объяснила ему, что попадает в туалет, а затем спросила: „Как ты думаешь, захочется ли теперь твоему папочке совать в рот эту зубную щётку?“»
P.S. После этого сын Дюррант больше не бросал ничего запретного в туалет. опубликовано econet.ru
Автор: Бонни Рохман
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий