Подпишись

Полюби меня такой, какая я есть или учиться – значит меняться

Временами, нам в соцсетях, в литературе и просто в жизни говорят: вот извольте принять ту или иную ситуацию, то есть «полюби меня такой, какая я есть»

Полюби меня такой, какая я есть  или учиться – значит меняться

Временами, нам в соцсетях, в литературе и просто в жизни говорят: вот извольте принять ту или иную ситуацию, то есть «полюби меня такой, какая я есть». Недавно на Фейсбуке было следующее послание, набравшее массу одобрения и репостов, что вот любовь настоящая – это когда принимаешь человека таким, какой он есть. Полностью. И всё. Послания бывают и такого рода: “никого не копируйте, не берите в качестве примера, просто принимайте людей такими, как они есть… и пусть они будут, вот как они есть”. Пусть оно так всё и будет, в общем…

Тут версии, объясняющие эту историю, мне видятся следующим образом: «принимайте людей такими, какие они есть» звучит здесь как некое ПРИНУЖДЕНИЕ. Что я вот, мол, не согласен (или не согласна) временами, что с ними там происходит или, что он там творит… но…. что поделать – сказали принимать, сказали, что это любовь, что это практика, и всё – значит, придется так и делать, принимая! Пусть оно так и будет… И вариант второй – раз уж они такие и сказали их принимать, но я могу и где-то спрятаться, чтобы с ними не контактировать, а они пусть будут такие, какие они есть.

В какой-то мере мне видится, собственно, изначальное искажение этого термина«принимать» – ведь идет он от английского, где пишут to accept -и вот это accept-принимать переводится в словаре  (пункт “психология” ) как ВОСпринимать и ПОнимать! Быть в восприятии и понимании того, что на нас выходит по сигнальной системе. В частности, человека того или иного склада. И вот уметь воспринять и не спрятаться куда-то, вот да – принять ситуацию в том плане, что «я вхожу в эту ситуацию», я принимаю гостей, я принимаю эту ситуацию, как гостью, с которой я начинаю разбираться и понимать её. Вот в этом плане – да. А ведь гость может и не понравиться. И тогда такая ситуация потребует по отношению к нему вежливых, но адекватных действий.

Вернемся к тому, что обычно говорят: «мы ж ничего не исправим», «людей не поменяешь», и вот они такие, какие они есть, «и принимайте их!», и так, по крайней мере, будет “лучше”.
Но, если бы все люди так всегда поступали, особенно по отношению к нам, когда мы учились в школе, мы бы никогда ничему не научились. Потому что если «принять» ученика как лентяя, который пришел в школу, то получится, что вот он, лентяй, ну, примем его как лентяя, пусть и живет как лентяй. Зачем обижать школьника?.. НО! В любом обычном УЧЕБНОМ процессе учитель принимает этого ученика, как физическое тело, в классе, и дальше ВОЗДЕЙСТВУЕТ на него. Воздействует и “кнутом и пряником”. Особенно, когда ученик учиться не хочет по той или иной причине. Но ведь он пришел учиться, и принять его как не желающего учиться никак нельзя! На него нужно воздействовать, чтобы человек учился, мы на него влияем таким образом, способствуем его развитию просто-напросто! То же самое происходит в практиках медитации или межчеловеческих отношениях в обычной жизни. Почему это мы должны со всем соглашаться? Даже если мы сами что-то делаем и какое-то время ошибаемся, то затем обязательно проверяем «не ошибся ли я?» – это тоже работа!

То есть, если мы скажем: «Я принимаю себя таким, какой я есть. И всё. Точка» – то тогда, получается, я себя не изучаю, я себя не меняю! Я нахожусь, застопорившись в тех кондициях, в которых я принял себя, я доволен этим, и я в этом состоянии буду и дальше. Или я себя изучаю – приняв в виде изучения, как объект изучения. Так вот, «пусть оно так и будет» – это одно, а воспринимаю этот объект, который есть, и изучаю, насколько мои отношения с ним соответствуют или не соответствуют происходящей ситуации – это уже другое событие. И это событие уже созвучно с «изучать Буддизм – изучать себя» (Доген). Это уже совершенно другой подход. И в этом плане воздействие уже обратное. Пусть не так явно, как было в школе, где нас могут ругать: а ведь это само собой разумеется, если я учусь и выхожу на оценки, то меня должны оценивать, как же иначе? Я должен знать, прав я или не прав, сделав то или иное задание, насколько точно я что-то сделал, и что мне сделать, чтобы исправиться. Так и здесь, когда мы медитируем, общаемся с другими людьми, мы должны понимать, что происходит с нами и с ними, понимать, то есть “to accept”, как восприятие с пониманием. Если уже мы говорим о человеке – то это не просто восприятие, а еще и с пониманием происходящего. Это уже полноценное человеческое восприятие получается. Если мы с чем-то не согласны и мы, по большому счету, знаем что тот, с кем мы общаемся, ошибается – мы должны известить его или ее об этом. И не обязательно это будут слова! Это может быть просто наше не потакание тому, как этот человек себя ведет. И это тоже воздействие. Это тоже буддийский вариант о взаимопроникновении всех вещей. И наше неучастие в том, что человек делает не так – это тоже сигнал о том, что мы не согласны с такой ситуацией.

И если мы хотим разобраться с ситуацией, то её и впрямь сначала нужно принять, как таковую, просто в виде сигнала. То есть принять сигнал, понять о чем он, посмотреть то ли в двойственных мерках он соответствует или не соответствует «уходу с войны», по крайней мере; то ли перейти в медитативное состояние и помочь это сделать другому. И вот тогда «принять» в таком смысле – оно довольно понятно. А то, что нельзя другого человека изменить, и он таки никогда не изменится и «что с ним сделаешь?…» – тезис неправильный в том плане, что если человек захочет – он поменяется, а мы ему должны просигнализировать, что с ним что-то не так. Иначе, как он поймет, что с ним что-то не так? В школе мы отлично это понимаем и ждем оценок в свою сторону – правильно мы задание сделали или не правильно, это касалось всего – контрольных работ, физических нормативов, творческих занятий. Нам было важно понять, в чем мы ошиблись. И для нас ощутить оценку в процессе учебы – это обычная история.

То же самое и во взрослой (условно:)) жизни, даже после института, – если мы продолжаем учиться, то мы должны получать оценки. Не цепляться за них, конечно, по-детски, как было в школе, тем более, если нам за них обещали еще и пряники. Тут «пряником» является наше более взрослое самочувствие, мы сами себе пряником и являемся. И выход на этот самый «личный пряник» – это и есть результат, награда за то, что мы, скажем, по медитации, по йоге более точно практикуем. И вот здесь выход на оценку, на то, что нам что-то скажут, не примут, условно, нашу позицию йоговскую, когда нога, например, не так стоит, но мы хотим поменяться – является нормой. “Учиться – значит меняться”, и меняться не автоматически. Меняться с сознанием, а потом и с О-сознанием, это фраза из фильма «Маленький Будда». На мой взгляд, дополнение необходимо потому, что мы, так или иначе, неизбежно меняемся, но далеко не все при этом учатся. А вот меняться сознательно, как минимум, меняться осознанно – вот это уже другое дело. И вот здесь слово «принять» – в смысле “смириться с ситуацией”, так уж, мол, и быть – совершенно не годится. Если мы хотим учиться, если мы хотим сознательно меняться, то слово «принять» в данном случае означает понимание того, что с нами происходит, чего от нас хотят, что мы ожидаем в связи с практикой и последующая проверка – получается это у нас или пока еще нет. И это – расширенный вариант слова «принять», который во многом идет из английских текстов, где используется “to accept”.

И когда мы будем сейчас медитировать, в моменты наибольшей устойчивости,мы обратимся взором к тем жизненным ситуациям, которые по текущим моментам для нас, скажем так, трудны. Посильны, но трудны. И посмотрим, как с точки зрения медитации и собственного самочувствия они нам в этот момент ощутятся. В виде обычного бытийного «принятия»: «Да вот надо, там жмут, но что поделаешь… вот как-то и вот так-то…Это жмет, но потреплю, но сделаю – не очень согласен, но так уж и быть»… Или как принятие медитативное – когда у нас есть такая устойчивость, идущая от ощущения сущности ума или , например, опоры на дыхание, когда смирение и терпение не нужны, и мы просто осознаем, что «ага, вот сигнал такой… а вот такой… а вот оно само собой происходит». И мы по- взрослому понимаем, что происходит. Нам не нужно изыскивать усилия, чтобы превзойти своё несогласие, это двойственное смирение, досаду. Мы в одном состоянии, в целостном, медитативном – и по телу, и по дыханию, и по уму.

В завершение приведу пример со вчерашнего занятия в одном йога-клубе , когда руководитель этой студии, которая вместе с нами медитировала, услышала, как звонит чей-то телефон. Дверь между чайной комнатой, где практика медитации происходит, и раздевалкой отсутствует. Там просто висит жалюзи. И в этой раздевалке кто-то оставил телефон, который не выключили, и во время медитации пошел сигнал вызова, заиграла музыка, причем довольно громкая. При этом все внешне вроде неплохо сидели, по телу держались, всё вроде шло нормально. А потом после медитации мы, как обычно, обсудили, что и как кто чувствовал, что получилось и что не получилось. И она говорит, что, да, первая реакция такая, что я как бы хозяйка, руководитель, у меня инструкции есть – выключать телефоны! И вдруг он звонит. И вот вместо обычной досады: “Что как же так, меня не уважают и сколько ж можно”? -она говорит: «А потом сижу и сама себе удивляюсь! Самочувствие простыми словами можно описать – ну и что, ну звонит. И всё». Ну, звонит. Вот такая вот «взрослая» версия принятия действительности. Устойчивая. С полным понимаем. Словами это проговорили, что ну да, по-детски кто-то забыл телефон выключить, находился в психологически-неустойчивом детском состоянии, невнимательном. Но если мы взрослые, то у нас есть устойчивость, чтобы понять, что это кто-то был в детском состоянии и не взрываться, не искать срочно виновных, не метать громы и молнии, не возмущаться. То есть более адекватный подход к ситуации.

Такой вот вариант во время медитации попытаемся и мы изыскать. Может быть, мы услышим какие-то звуки, или что-то произойдет – за окном, например, или, может, телефон у кого-то заиграет, и это будет неприятная для нас мелодия, но мы это отпустим – ну и пусть за окном бегают, ну и пусть телефон играет. Так же и в уме отпустим какие-то «цеплялки» за неприятные текущие ситуации , несмотря на то, что они сами собой являются. Это ведь обычное дело находиться в беспокойствах в течение дня по тому или иному поводу. И должно быть как-то так: «Ну да, есть. Есть такая ситуация». И с точки зрения устойчивости, с точки зрения уравновешенности на это взглянуть. Вот это и будет настоящий результат наших медитативных усилий. Может, даже уже и не в первом, а во втором-третьем приближении. В первом – это просто умение высидеть, принять необходимую позу и держать ее 20-30-40 минут, это уже все тут умеют. А теперь предлагается более «взрослый» вариант – психологическая устойчивость при “опоре” на тишину-пустоту и ощущение при этом «взрослой» радости. «Взрослой» эмоции – от того, что я устойчив, что я понимаю происходящее. Мне не досадно по поводу чего-то, я не мечу громы и молнии (что тоже свое удовольствие дает;)) или не залипаю эйфорически в мечтах на каких-то планах, например, что я буду в Греции на острове таком-то, а просто спокойно осознаю «ну, буду там».

Попробуем отработать этот вариант и теперь переходим к практике 

Автор: Володя Стариков 

Источник: https://econet.kz/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Не бойтесь кого—то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен Вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан Вам судьбой. Фридрих Ницше
    Что-то интересное