Еще во время обучения в медицинском университете я начал понимать, что в нашей системе здравоохранения недостаточно инструментов, чтобы человек был здоров. И я стал искать, что можно предпринять
«Мы искали некое волшебное средство»
Еще во время обучения в медицинском университете я начал понимать, что в нашей системе здравоохранения недостаточно инструментов, чтобы человек был здоров. И я стал искать, что можно предпринять. Тогда я руководил лабораторией новых технологий в Центральной клинической больнице Министерства путей и сообщения, занимался клеточными технологиями и восстановлением организма с помощью влияния на процессы регенерации. Каждые семь лет наше тело обновляется практически полностью. Мы обновляемся даже на протяжении дня и болеем, если этот механизм нарушен. Так, решая повседневные прикладные задачи в своей клинической практике, мы поняли, что классический лечебный процесс действительно имеет свои ограничения. То есть, даже используя новейшие медицинские технологии, мы не решим проблему, если не затронем весь образ жизни человека, его среду и поведение.
В ходе работы в области регенеративной медицины мы пытались восстанавливать организм после разных заболеваний, и нам это неплохо удавалось. Но мы обнаружили ряд непонятных для нас проблем, например разную реакцию людей на наши методы лечения. Меня заинтересовало, почему так происходит, и мы стали пристально изучать здоровье своих пациентов: собирали и анализировали информацию о том, что с ними происходило на протяжении длительного периода времени. Так мы начали делать карты здоровья, которые показали, что болезненные процессы возникают гораздо раньше их внешнего проявления. Кроме того, мы обратили внимание на то, что люди, которые занимаются здоровьем, быстрее восстанавливаются от проблем. Мы также поняли, что, если человек делает что-то, что улучшает работу механизмов саморегуляции, любые медицинские инструменты в случае необходимости работают гораздо эффективнее, чем у людей, у которых они нарушены.
Таким образом, мы искали некое волшебное средство, от которого все станут здоровыми, но поняли, что нужно отслеживать динамику здоровья, которая позволяет вовремя назначить процедуры и малыми средствами улучшить состояние организма. Эти знания, новые методы и технологии, которые мы применяли в совокупности с классической медициной, легли в основу проекта по управлению здоровьем, который мы начали в 2004 году. Мы не первооткрыватели в этой сфере, тогда мы открывали ее для себя. И такой подход в совокупности с классическим лечебным процессом оказался очень эффективным. Мы оказались востребованными. Это очень большая работа, затрагивающая весь мир.
«Обучение здоровью требует отдельных знаний»
Наша работа строится в строгой последовательности согласно показаниям. Сначала мы организуем качественный мониторинг здоровья, в том числе с помощью классических средств и высокоточных методов обследования. Когда собрана вся информация и учтены все условия, в которых человек живет, развивается, что с ним происходит в социальной среде, становится понятно, какие методы и инструменты нужно применять. Если мы видим какие-то грубые нарушения в важных процессах, то, безусловно, человек отправляется к специалисту в той или иной области медицины. Когда мы разобрались, что медицинские технологии мы уже либо применили, либо они себя исчерпали, либо применять их пока рано, мы начинаем обучать человека управлению здоровьем.
Качественный мониторинг, надлежащая клиническая практика, обучение здоровью и применение каких-то новых технологий — четыре составляющих нашей практики. Если качественную медицинскую помощь и новые технологии можно найти на рынке, то обучение здоровью не особо развито, оно требует отдельных подходов и знаний.
Процессы в здоровом организме изучает наука физиология. В ней понятие нормы — счастья, а для врачей — здоровья, — это состояние оптимальной жизнедеятельности с положительным эмоциональным тонусом и творческой самореализацией. Это определение академика РАМН Константина Судакова. Если человек нарушает законы физиологии, включаются патологические процессы — крайние состояния нормы, которые мы определяем как болезнь.
Обучение здоровью строится на физиологии. По сути, это ее законы, переведенные на простой человеческий язык, связанный с повседневной деятельностью и основанный на личном опыте обучающих. Все строится на практическом: то есть я объясняю людям и учу их только тому, что я уже применил, реализовал в своей жизни, а не каким-то умозрительным абстрактным концепциям. Формат прост: мы передаем информацию, человек применяет ее, получает определенный опыт и обратную связь. Так поэтапно, итерационно мы движемся к результату: чтобы сформировался новый стереотип, обычно требуется около полутора месяцев.
«Любая попытка своими силами достичь удовольствия обречена на провал»
Поговорим об определении здоровья с другой стороны. Конечная цель, на которую мы рассчитываем, выполняя совершенно разные действия на протяжении жизни, — получать удовольствие. Положа руку на сердце, признаем, что получаем мы его не всегда, хоть и делаем для этого очень многое. Поэтому рано или поздно мы осознаем внутренний конфликт, а после начинаем искать какие-то решения, которые помогут нам вернуть способность получать удовольствие в жизни: во внешней среде, в своем жизненном опыте, опыте наших предшественников и нации. Кто-то считает, что можно купить машину или новый телефон и получить от этого удовольствие. Это правда: вспомните, что чувствовали, когда держали в руках свой первый смартфон.
Но теперь то, что вы ощущаете по этому поводу, — немного другая картина. Даже какие-то социальные отношения и статусы не дают непрерывного удовлетворения. Мы, безусловно, делаем что-то, надеясь вернуть способность получать удовольствие, и краткосрочно его получаем. Но впоследствии эта способность снижается и теряется совсем, увеличивая нашу потребность в ее стимулировании. Это подтверждает и основной психофизиологический закон Вебера — Фехнера. По нему, чтобы почувствовать разницу между двумя раздражителями, необходимо, чтобы второй был как минимум в два раза мощнее. Это базовое свойство нашего сознания и эволюционный механизм выживания: если мы попадаем в какие-то обстоятельства, угрожающие жизни, мы сможем к ним привыкнуть. Одновременно он вынуждает нас не стоять на одном месте, действовать во внешней среде, то есть жить. Однако у этого свойства есть отрицательная сторона.
Из-за него чем больше мы стремимся достичь состояния удовлетворения за счет собственных действий во внешнем мире (обстоятельств, материальных стимулов, концепций, мотивационных тренингов, гуру и учителей), тем меньше у нас это получается. В конечном итоге любая попытка своими силами достичь удовольствия или вернуть его в свою жизнь обречена на провал. Это доказано экспериментально: в голову животного, а именно зону получения удовольствия, вшивается электрод, а ему дается кнопка, при нажатии которой удовольствие поступает. Такие животные отсоединяются от окружающего мира и за очень короткий период времени погибают. Мы — элементы внешней среды, ее порождение, а значит, мы не можем достичь настоящего состояния счастья в одиночку. Поэтому ни один наркотик, алкоголь или религиозная концепция не могут привести нас в состояние непрерывного получения удовольствия. Нет и возможности разработать универсальную таблетку или биотехнологический способ непрерывного пребывания в этом состоянии. То есть даже если мы решим проблемы с физическим здоровьем или материальным благосостоянием, мы не сможем непосредственно получать удовольствие через внешние действия.
«Нам кажется, что с нами должно что-то произойти»
Однако, все мы думаем и действуем именно так. Это формирует синдром отложенной жизни: сначала нам кажется, что нужно закончить вуз, и тогда жизнь начнется, или создать свой бизнес, а если он уже есть, надо жениться на определенном человеке или завести детей, заработать миллион, начать питаться каким-то особым способом, уехать жить в необычную страну или стать каким-то лидером, или научиться соответствовать внутренним принципам, и тогда все понесется. Это концепция, за которой мы вроде постоянно устремляемся вперед, но живем при этом в состоянии отложенной жизни: нам кажется, что с нами должно что-то произойти, чтобы появилась возможность получать удовольствие.
В конечном итоге это приводит к кризису среднего возраста, хорошо знакомому нашей планете. Нынешняя ситуация, по идее, должна привести к тому, что в мире будет довольно много грустных и унылых людей. Мы, врачи, это уже наблюдаем. По данным ВОЗ по меньшей мере 25% населения Земли перенесли депрессивный эпизод хотя бы раз в жизни. Даже на сегодняшний день депрессия — причина №1 нетрудоспособности в мире, и это все — только официальные данные, которые не включают в себя огромный массив людей, не имеющих доступа к качественной помощи. Миллион самоубийств, то есть более 60%, происходит по причине депрессии. Если все тренды, которые наблюдаются сейчас, сохранятся, по данным научных исследований к 2020 году депрессия станет киллером №1, опередив сердечнососудистые заболевания и онкологию. Так что человечество находится в довольно унылом состоянии «Меланхолии» по Ларсу фон Триеру.
При этом обычно мы думаем, что здоровье — это какая-то отдельная история, не связанная ни с чем остальным. Но качество нашей жизни зависит от здоровья, и состояние здоровья зависит от качества нашей жизни. Почему-то до нас не доходит, что от того, насколько эффективно работает наш мозг, зависит наша способность зарабатывать деньги, жить в хорошем месте и вступать в отношения. Как это исправить?
Все-таки счастье является физиологической нормой, и это важнейшее научное открытие. Таким образом, если мы осознаем и устраним то, что мешает возникновению этого состояния, удовольствие может автоматически вернуться в нашу жизнь без каких-то специальных внешних достижений.
Чтобы понять, как это происходит, разберемся, как регулируется нервная деятельность. Наш соотечественник академик Иван Павлов, лауреат Нобелевской премии по медицине, получил ее за открытие базового закона высшей нервной деятельности. Согласно ему, поведение и восприятие живой системы полностью зависит от стимулов материальной среды и стимулов прошлого. То есть наше счастье зависит от того, что происходит вокруг нас. Однако мало кто знает, что уже под конец жизни Павлов открыл понятие динамического стереотипа, а позже его ученик академик Петр Анохин в экспериментальных работах доказал, что не просто материальные стимулы определяют поведение живой системы, а полезный результат, который находится в будущем. То, что мы привыкли обозначать понятием цели, и определяет поведение системы.
Из этого исходит очень важный вывод: наша жизнь в совокупности есть результат наших целей, а не случайного стечения обстоятельств, как может казаться. Это касается и проблем, которые мы переживаем, и нашей способности быть счастливыми. Как это происходит? Находясь в состоянии неприятности, мы считаем, что, изменив сочетания внешних стимулов, мы достигнем состояния удовлетворенности. Но мы заблуждаемся, потому что цель определяет наше восприятие и поведение. Таким образом, когда мы пытаемся поменять стимулы, которые, как нам кажется, вызвали неприятное состояние, мы его только воспроизводим, и это состояние становится цикличным. Чтобы выйти из неприятного состояния, необходимо, чтобы цель переместилась из прошлого или будущего в настоящее.
«Нам необходимо принятие»
Враг №1, который мешает достичь счастья, это долженствование, в котором нам кажется, что мир, или я, или люди, которые меня окружают, должны быть другими. Состояние, когда вам кажется, что у вас не должно быть долженствования, — тоже долженствование. Это мешает жизни и постоянно приводит нас к глубоким сожалениям. Человек может так жалеть всю жизнь и в конечном итоге прийти к этому осознанию только перед смертью.
Медсестра Бронни Вэр, ухаживающая за умирающими больными, в своей известной работе собрала наиболее частые причины их сожалений. Среди них — «у меня не хватило мужества оставаться верным себе и жить своей собственной жизнью, а не так, как от меня ждали другие», «я слишком много работал», «мне не хватало смелости откровенно выражать свои чувства», «я так мало общался с друзьями» и «я не позволял себе быть счастливым». Чем выше человек взбирается по социальной лестнице, тем больше он зависит от достижений, тем глубже он скатывается в состояние неудовлетворенности, тем более высокую планку ему нужно преодолеть, тем в большем количестве стимулов он нуждается. По своему опыту могу сказать, что многие известные люди создают видимость счастья, но испытывают огромные трудности с жизнью.
Таким образом, нам необходимо принятие и отказ от долженствований. Это состояние является целевым и помогает быть по-настоящему счастливыми и видеть мир совершенно по-другому. С биологической точки зрения оно помогает активировать гены, связанные с производством энергии, механизмы саморегуляции, улучшить иммунитет, снизить артериальное давление, улучшить в целом психологическое настроение. Многие виды спорта и другой человеческой активности приближают человека к этому: стихия властвует над нами, и нет другого способа достичь успеха, если вместо принятия пытаться контролировать каждый момент, не доверяя своему телу и стихии, которые показывают, что может быть по-другому.
В своей работе известный ученый Николас Кристакис из Йельского университета доказал, что наше социальное окружение определяет все, что мы чувствуем, думаем и делаем. Ключевой фактор, определяющий наше здоровье, — это здоровье окружающих. Наше сообщество полностью ориентировано на достижение некоего социального успеха: мы постоянно ждем поощрения и разочаровываемся, когда его не получаем, сравниваем себя с другими, следуем ложным целям, которые не находятся в настоящем. По данным исследования Университета Гумбольдта, в течение месяца может существенно ухудшиться состояние здоровья, даже от социальных сетей. Однако мы можем повернуть этот механизм во благо.
Для этого нам нужно создать социальную сеть, группы, в которых люди помнят о своих настоящих целях и знают про принятие и долженствование. Чтобы эта сеть работала, нужно, чтобы между ее элементами соблюдалась главное правило жизнедеятельности живых систем по академику Анохину: в живых и технических объектах между начальным и конечным звеном должна быть передача информации без потери смысла. Мое состояние здоровья программируется нашей общей социальной целью: если я чувствую согласование в социальной среде, это отражается на здоровье. Так мы создали терапевтический инструмент, социальную сеть SUZ.community, в которой каждый человек может существенно улучшить качество своей жизни и физическое здоровье.
Средний возраст нашей аудитории — от 30 до 45 лет. Это люди дееспособные, которые поиграли в жизнь и поняли, что стратегия поддержания здоровья и оптимальной жизни уже не работает, возникают психологические, социальные или физические проблемы. Накопив их, люди, уже как-то реализовавшись в жизни, не понимают, как их решать, и поэтому удовлетворенности не получают.
Около 20% наших участников заслужили неврозы, попав на разные мотивационные тренинги, которые сейчас очень распространены. В силу всего вышеописанного мы вообще склонны перекладывать ответственность за свое здоровье на других: отделив от себя здоровье, люди ищут какого-то человека, который будет им управлять. Есть распространенное мнение, что в городе тяжелее управлять здоровьем из-за экологии. Но на мой взгляд, она не так плоха, как кажется, тем более от нее зависит около 20% хорошего самочувствия. Я бы сказал, что дело — в информационной экологии. В городе плотность информационной среды гораздо выше, а наше здоровье зависит от качества социальных контактов. Если в окружающей среде много искажений, а их много, здоровье будет ухудшаться. Мы отражаем среду, в которой плаваем. Это доказанные факты, но мы уделяем мало внимания информационным процессам. Молодой человек может не чувствовать физических проблем, но может болеть в плане отношений, работы или успешности.
С другой стороны, мы, конечно, сами влияем на среду. Но объективно основная причина происходящих явлений — инфантильность и желание переложить на кого-то свои жизненные трудности. При этом я очень много путешествую, и то, что русские люди в этом смысле чем-то отличаются, это заблуждение. Поэтому, пока человек не поймет, какие законы лежат в основе здоровья, какое значение имеет точность коммуникаций, пока он не свяжет здоровье со всей своей жизнью, работой, отношениями в один единый процесс, он не научится быть здоровым, эффективным и успешным.
опубликовано econet.ru
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий