Залог успеха логопедических упражнений для детей довольно прост - чем больше вы будете дурачиться и обезьянничать, тем меньше дети вас заподозрят в желании обучить и исправить.
Логопедические упражнения можно найти в любом учебнике, и все они полезны. Но коль скоро в разгаре каникулы, подумаем, как обыграть артикуляционную гимнастику так, чтобы делать ее между прочим, наслаждаясь отдыхом. Что должно быть натренировано для четкой, внятной речи?
Веселая артикуляционная гимнастика на каникулах
Разумеется, в говорении участвует КАЖДАЯ МЫШЦА РТА и даже всего ЛИЦА, но сосредоточимся пока на ведущих.
Такие упражнения – база для быстрой смены артикуляционных поз и основа дифференциации гласных звуков (а это очень важно, в т.ч. для грамотного письма в будущем).
«Забор» - «Трубочка» Традиционный и весьма эффективный комплекс.
«Забор» - растянутые в «американской» улыбке губы.
Зубы должно быть видно и верхние, и нижние. Хорошо, если между зубами удается еще удерживать щель 1-2 мм (это усиливает эффект).
«Трубочка» - губы вытянуты вперед и при этом плотно сжаты.
Изображаем, например, рыбку («Трубочка») и злую собаку («Забор»). После того как получилось выполнить по отдельности, нужно эти позы чередовать.
А чтобы было веселее, и малыш не заподозрил неладное, можно гудеть как сирена: «Ииии-уууу! Ииии-уууу!». Утрировано и с юмором делаем сами – малышу нравится повторять. И не забывайте нахваливать малыша, как здорово у него получается.
Пьем через трубочку (теплые напитки и прохладные).
Булькаем через трубочку. Чтобы было интереснее, можно в воду капнуть детского геля для душа.
Эта часть языка должна уметь превращаться в иголочку и быть широкой, как лопатка. Поэтому:
Дотягиваемся языком до носа и до подбородка. Сразу скажу, что немногие люди способны в самом деле дотянуться до носа, не усердствуйте чрезмерно.
Облизываем верхнюю губу посередине (тонким язычком) и целиком (широким). Самое простое – мазать губу чем-нибудь сладким в нужных местах.
Считаем языком ребрышки у печенюшек, просовываем язык в дырочку сушки, облизываем мороженное, вылизываем тарелку – в общем, фантазируйте!
3. Спинка языка (поверхность, серединка)
В русском языке нет «боковых» звуков. Воздух всегда проходит по середине языка. Значит ребенок должен хорошо чувствовать, где эта середина находится.
Проводим малышу вдоль по середине языка ложечкой, палочкой от съеденного мороженного, коктейльной палочкой, а еще лучше – палочкой корицы, гвоздичным зернышком, апельсиновой корочкой (ароматные, фактурные предметы оставляют более запоминающийся след и вообще приятнее). Сначала с открытыми глазами, потом ребенок глаза закрывает.
Удерживаем на серединке языка витаминку, маленькую конфетку (лучше плоскую, чтобы не подавиться).
Чистим зубки языком изнутри снизу и сверху.
Дуем через длинный язычок на одуванчики, листья, перышко и т.п.
4. Щеки
Это не очень бросается в глаза, но щеки активно участвуют в процессе говорения, создают нужное напряжение артикуляционной позы, удерживают слюну. Так что, уделим им внимание.
Надуваем щеки и хлопаем ладошками по ним. Ни один ребенок не откажется от такой игры с родителями.
Втягиваем щеки, как рыбка.
Языком изнутри ищем, где пальчик дотронулся до щеки снаружи (язык упирается в щеку - получается бугорок).
Набираем в рот воду и пускаем фонтанчики.
Катаем карамельку, орешек из-за одной щеки в другую.
5. Небесная занавеска (она же мягкое нёбо – над основанием языка)
Совсем незаметный снаружи орган, однако качество речевого выдоха, чистота и сила звука зависят во многом именно от него.
Зеваем (если изображать зевок, действительно захочется зевнуть).
Полощем горло, булькаем (разумеется, чем больше в этом процессе озорства и баловства, тем вернее ребенку захочется повторить).
«Катаемся на лифте»: тянем звук (допустим, А), переходя от максимально низкой к предельно высокой ноте. Потом – сверху вниз. Можно помогать движением руки, катать любимую игрушку и т.д. Обычная распевка вокалистов – весьма полезна всем.
И общие советы
Лучший артикуляционный тренажер – вареное мясо! Если ваш ребенок соглашается его жевать – прекрасно. Если это не ваш продукт по каким-то причинам, подойдет другая сопоставимая по свойствам пища.
Вообще с 1 года (если хотя бы 6 зубов у ребенка уже есть) для развития артикуляционных мышц нужна пища кусочками. Не бойтесь панически, что малыш подавится – откашливание тоже нужное упражнение.
Малыш строит рожицы и высовывает язык, никого не дразня и не обижая, – не останавливайте его, потому что «это некрасиво». Дети сами себе тренеры: настойчиво повторяют действия, которые им необходимы для развития.
Ну, и еще раз: чем больше вы будете дурачиться и обезьянничать, тем меньше дети вас заподозрят в желании обучить и исправить. А это залог успеха.опубликовано econet.ru.
Добавить комментарий