Стресс на порядок снижает наши способности к обучению — а школа будто бы специально создана для любителей постоянного беспокойства. Что с этим можно сделать?
В октябре прошлого года главный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе сделал громкое, но не такое уж неожиданное заявление: около 70% российских школьников имеют психические расстройства и аномалии развития. По его данным, 40% учеников страдают от «школьной дезадаптации» — снижения способности учиться из-за неприспособленности к школьным условиям.
Эксперты, которые комментировали эту новость, сомневаются, что здесь можно называть какие-то точные цифры — настолько обширных исследований просто не проводилось.
Геннадий Банников, зав. научно-исследовательской лаборатории Центра экстренной психологической помощи МГППУ
...у школьников есть многочисленные невротические реакции (психосоматические, тревожно-депрессивные), не доходящие до уровня психического расстройства. Это есть, и это действительно носит массовый характер. Но это не уровень такого расстройства, когда его нужно лечить медикаментозно. Школьная дезадаптация может возникать из-за усиления тревоги и беспокойства. Но, опять же, говорить точно о 70% нельзя.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Цифры, как мы видим, ненадёжные, — но и без них очень многие согласятся, что типичная российская школа скорее похожа на генератор тревоги и беспокойства, чем на место для сосредоточенного и спокойного обучения. Атмосфера стресса отчуждает учителя от учеников и сводит на нет все попытки сделать занятия полезными и увлекательными: мозг просто отказывается воспринимать информацию, если что-то сигнализирует ему об опасности.
Стресс и раздражение влияют на всё, что мы делаем, — и сильно снижают наши когнитивные способности, даже (и особенно) когда мы этого не замечаем.
Учителя и ученики часто воспринимают постоянное беспокойство как что-то естественное и неизбежное. Но это совсем не так.
Многие данные указывают, что дети с повышенным уровнем стресса хуже учатся и меньше стремятся к новым достижениям. К примеру, семилетнее исследование Национального института здоровья США, результаты которого были опубликованы в 2012 году, показало, что дети, которые больше подвержены разнообразным источникам стресса (семейные проблемы, бедность, неблагоприятная среда) испытывают больше трудностей в обучении.
Стресс во многом объясняется тем, как устроены гормональные процессы в нашем мозге. Как и многое другое в нашем эволюционном наследии, из полезного механизма, способствующего выживанию, стресс стал своего рода вредной привычкой. Дети вроде бы знают, что школьный учитель их не съест и не растерзает (не случайно в классе часто можно услышать эту ироничную оговорку), но мозг в этом так просто убедить не получится.
Взаимодействие в классе слишком часто строятся по модели «хищник — жертва»: наблюдающий и строгий учитель — и ученик, который боится сделать что-то не так.
Под влиянием кортизола и других гормонов, которые организм начинает усиленно вырабатывать в такой ситуации, активность префронтальной коры снижается, а миндалевидное тело начинает работать с удвоенной силой. Из-за этого мы теряем способность к объективному восприятию информации, редуцируем объем своей оперативной памяти и позволяем негативным эмоциям беспокоить нас по самым пустяковым поводам. Включается механизм «бей или беги».
Между тем, в психологии и нейронауках накопилось уже множество подтверждений, что осознанность и чувство самоконтроля — не врожденные качества, а навыки, которые поддаются развитию и тренировке.
Все неприятные эффекты стресса в значительной степени можно контролировать. Этому можно — и нужно — учить как учеников, так и самих учителей.
В США уже существуют интересные и масштабные проекты, которые на это направлены. Например, программа CARE для учителей («Развитие осознанности и устойчивости в образовании»). Основываясь на психологии эмоций, программа помогает учителям справляться со стрессовыми ситуациями, применяя базовые техниками самоконтроля, эмпатии и самонаблюдения.
Эффективность программы измерялась вполне научными методами: по сравнению с контрольной группой, её участники больше взаимодействовали с учениками, внимательнее относились к их потребностям и лучше справлялись с эмоциональными перегрузками.
Ещё один интересный проект — «The Compassionate Schools Project». Его цель — создать и протестировать учебную программу, в которой будут соединены обычные школьные предметы и занятия, которые мы традиционно относим к духовным практикам — дыхательные упражнения, тренировки по развитию эмпатии и самонаблюдения.
Программа разрабатывается коллективом учёных из Университета Виргинии. В следующем учебном году по ней будут учится дети из 25 американских школ. На протяжении 6 лет, пока программа будет тестироваться, через такое обучение, направленное на полноценное развитие тела, ума и личности, пройдут 20 тысяч учеников из 50 школ.
Рекомендуем книгу профессора психологии Тиш Дженнингс, одного из создателей проекта — «Осознанность для учителей. Простые навыки для спокойных и продуктивных занятий». Она совмещает нейронаучные знания и учительский опыт, чтобы помочь учителям выполнять свою работу более осознанно и эффективно.
Создание школьной программы, цель которой — развивать не только академические, но и «мягкие» навыки, уже давно стала не вполне осознанной, но явной необходимостью.
И если раньше об этом можно было только рассуждать, то скоро у нас будут более конкретные данные и примеры для подражания.
«The Compassionate Schools Project» изначально создавался для того, чтобы повлиять на всю образовательную систему США. Мы тоже должны учитывать этот опыт, как и опыт других сходных проектов, если мы хотим сделать учеников более сознательными, сочувствующими к другим людям, успешными и счастливыми в дальнейшей жизни.опубликовано econet.ru.
Олег Матфатов
Остались вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий