Чтобы все наши выросшие дети, когда их ударили в самое сердце, когда не хочется ни жить, и ни дышать, не слышали внутри: “Хватит уже ныть, не маленький”.
Мне часто помогает такой фокус: я представляю, что то, что я говорю детям, тот посыл, который они получают – становятся их внутренним голосом.
Тем самым, который будет звучать в голове потом, в будущем, когда меня не будет рядом.
Я переношусь в себя, взрослую, и думаю – какие слова мне хочется, чтобы звучали внутри?
Что мы часто слышим внутри, в стрессе или в радости?
Какие слова окружающих пробивают нас так, будто изнутри им отвечает эхо?
Чем с большим стрессом мы сталкиваемся, тем глубже мы проваливаемся в “детскую”, нерациональную позицию.
Мелкие неурядицы легко отбиваются рациональными установками, сложные проблемы поднимают что-то изнутри, удар под дых оставляет нас хватать воздух и поднимает все вот это детское, с комком в горле, неразумное, когда отваливаются все подпорки принципов и ценностей, и хочется на ручки или кусаться от бессилия.
И я вот представила, что как будто бы дети прибывают кольцами, как деревья. И с каждым годом новое кольцо все менее сочная сердцевина, и все более твердая, сухая кора.
И удары нам встречаются разные: какие кору чуток поцарапают, какие пробьют в сердце, так что течет беззвучный, прозрачный сок.
Чем глубже, тем меньше разума, тем больше сердца, чувств. Чем больнее, тем глубже туда.
И поэтому то, что останется записанным на каждом слое, будет говорить и поддерживать на каждой глубине удара.
Тесса пришла:
– Мама, мне задали такую гору математики на каникулы! Как я ненавижу математику!
– Да, у меня тоже были любимые и нелюбимые предметы.
– Зачем ее вообще учить? Я же не буду математиком! У меня другие склонности.
– Да, ты вряд ли им будешь. Но на уровне школьной программы знать математику нужно.
– Зачем?
– Потому что без этого в современном мире не прожить. Потому что ты должна уметь думать в символах математики, кем бы ты ни стала. Если бы ты пришла со скрипкой или танцами, я бы сказала – ок, не нравится, не занимайся. Но базовую школьную программу: математика, язык, вот это все – нужно знать.
– Мне скучно, я не понимаю.
– Понимание и интерес приходит с опытом. Давай позанимаемся побольше, и придет и интерес, и понимание.
– Но я не люблю!
– А тебя никто не заставляет любить. Не люби, а делай.
И тут я ловлю себя на том, что никогда с ней так не говорила.
И почему-то ощущаю, что именно так и нужно говорить.
И что в 5 лет было не нужно, и даже очень вредно, а в 8 – нужно.
Что она другая сейчас, не такая, как была в 5 лет.
Что у нее наросло несколько колец, и у нее другие потребности.
Что потребность в безусловной маминой любви и поддержке была самой важной до 5-6 лет, а теперь она уступает место потребности в компетентности, потребности в росте и развитии, потребности в успехе.
Потребность в любви и поддержке никуда не делась, но она напитанная и сытая, и не ее она сейчас проверяет.
Не в моей любви она сомневается, когда делится тем, что ей не дается математика.
Она сомневается в себе, в своих возможностях.
Это больше не про меня и про нее, это теперь про нее, а я – лишь отражение.
И поэтому я на том же наитии выдала совершенно неожиданное для себя:
– Ты умная, талантливая и сообразительная. Когда ты сталкиваешься с трудностями, ты пытаешься снова и снова.
Математика – это твоя трудность, и это твой вызов. И ты с ним справишься.
Мне тоже не хочется все выходные сидеть, но я отложу свои дела и буду сидеть с тобой столько, сколько тебе нужно, пока ты не разберешься и пока тебе не станет легко.
У нас в семье нет людей, которые пасуют перед трудностями. И знать математику плохо ты не будешь. В отстающих ты не будешь.
Тебе вовсе необязательно быть лучшей или ездить на олимпиады, но школьную программу ты должна знать хорошо.
И если для этого понадобиться больше заниматься, или моя помощь – я готова.
Но я не готова принять отсутствие попыток.
Она замолчала и посидела одна какое-то время. Потом пришла с тетрадью и сказала:
– Я буду сначала математику. Буду делать, ты мне не помогай, просто проверяй и потом объясняй ошибки.
Так мы и занимались.
10 задач. 20 задач. 30 задач.
– Тесса, давай перерыв?
– Да, но потом я снова сяду.
10 задач. 20 задач.
– Давай пообедаем.
– Сейчас, еще две страницы.
10 задач. 20 задач.
6 часов. 128 задач.
– Я даже не верю, что я все сделала.
– Я очень горжусь тобой. То, что ты сегодня сделала – это настоящий подвиг. Тебе было сложно, не хотелось, неприятно – но ты боролась. Как ты сейчас себя чувствуешь?
– Устала. Но я ее победила, мама. Я поняла, как упрощать дроби, и что такое алгебра. И я не перейду в более слабую группу.
Самое вредное, что несут такие статьи – это путаница в возрастах.
И по мере того, как мои дети будут взрослеть, будут меняться мои посылы, и мои ожидания, которые транслируются этими посылами
Если представить, что ребенок ориентируется на наши ожидания, то его чувство ценности и успешности зависит от того, насколько он им соответствует.
Тем важнее, чтобы мои ожидания соответствовали возрасту, и, что еще важнее, возможностям ребенка.
Мои послания к детям изменяются
А потом когда-нибудь я скажу: “Это твоя жизнь. ты сама способна принять решение. Не думаю, что тебе нужна моя помощь. Доверяй себе. Я тебя люблю, я всегда с тобой”.
А потом когда-нибудь меня не спросят.
А потом, когда-нибудь, меня не будет.
И она столкнется с нелегким решением, будет метаться, что же делать? И услышит внутри “Ты способна принять решение сама. Доверяй себе”.
И у нее будут сложности на работе, и будет страшно и неуверенно, и внутренний голос скажет “Ты можешь и справишься. Придется потрудиться”.
И она будет сталкиваться с отказом и неудачами, и, оставшись одна, не будет сама себе говорить:
“А чего ты хотела?”,
“А это еще заслужить надо”,
“А с какой стати тебе положено”,
а услышит: “Тебе сложно, не получается, это тяжело. Попробуй еще”.
И когда нибудь жизнь ударит ее больно, и она будет одна, надломленная, потерянная. И голос ей скажет изнутри “Ты моя маленькая. Моя малышка”.
Чтобы все наши выросшие дети, когда их ударили в самое сердце, когда не хочется ни жить, и ни дышать, не слышали внутри: “Хватит уже ныть, не маленький”.
Чтобы когда у них родятся их собственные дети, когда мир вдруг сотрясется и разломится от невозможности случившегося, в этом новом, чудном, странном состоянии посмотрели на этот комочек и сказали, не задумываясь: “Я тебя люблю. Я всегда с тобой”.опубликовано econet
Автор Ольга Нечаева
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий