Интеллект — качество не только врождённое, но и приобретённое. Психолог Ричард Нисбетт даёт советы о том, как его приобрести, улучшить и передать своему ребёнку
Интеллект — качество не только врождённое, но и приобретённое. Психолог Ричард Нисбетт даёт советы о том, как его приобрести, улучшить и передать своему ребёнку.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Долгое время считалось, что интеллект целиком определяется наследственностью. Воспитание и образование если и оказывают какое-то влияние на интеллектуальные способности, то несущественное. Школы и университеты передают определённый набор знаний и помогают освоить специфические операции вроде счёта и письма, но не делают людей умнее. Если ты умный, то это у тебя «гены такие». Сегодня этот взгляд полностью опровергнут.
Многие выводы о главенстве наследственных факторов были основаны на банальных ошибках. К примеру, учёные сравнивали близнецов, которые с самого раннего возраста воспитывались в разных семьях. Различие в уровне интеллекта между ними было минимальным. Из этого следовал вывод: воспитание и окружение не имеют большого значения. Но исследователи не учли, что семьи, которые берут на своё попечение приёмных детей, тоже почти не отличаются друг от друга — всё это семьи с достаточно высоким доходом и уровнем образования.
Люди становятся умными не потому, что у них «гены такие», а потому, что у них была возможность такими стать.
Это совсем не означает, что наследственность ни на что не влияет, или что ребёнок — «чистая доска», на которой семья и окружение могут изобразить то, что им вздумается. Врождённые способности имеют значение. Но то, как вы будете их использовать и развивать — не менее важно.
Основываясь на многочисленных исследованиях психологического развития детей, известный психолог Ричард Нисбетт из Мичиганского университета (США) в книге «Что такое интеллект и как его развивать» предложил несколько способов и правил, которые помогут вам повысить интеллектуальный уровень своего ребёнка.
Интеллект формируется до наступления периода зрелости, но поддерживать его необходимо и в более позднем возрасте, поэтому эти правила будут полезны и взрослым.
Хотя будущие мамы могут волноваться, что физические упражнения рискованны, есть данные, что они повышают интеллект новорожденного без всякого риска, как для матери, так и для ребёнка.
В прекрасно организованном исследовании 40 беременных женщин, привыкших часто и активно выполнять физические упражнения, половину из них учёные попросили энергично упражняться не менее трех раз в неделю — бегать, заниматься аэробикой, кататься на лыжах. А другой половине предложили ограничить нагрузки ходьбой.
К пяти годам IQ детей занимавшихся женщин был на 9 пунктов выше. Исследование, пожалуй, имеет смысл повторить, так как такая разница кажется неправдоподобно большой.
Физические упражнения полезны для ребенка, для будущей матери и вообще для всех. Тренировка крупных мышечных групп действительно способствует более интенсивному росту нейронов, а эксперименты — по крайней мере, на животных — показывают, что физические упражнения улучшают кровоснабжение головного мозга. Упражнения положительно влияют на интеллект, даже если начать заниматься относительно поздно.
У пожилых людей, которые занимаются физкультурой, способности к решению задач сохраняются на неизменном уровне дольше, чем у тех, кто ведет менее активный образ жизни.
<...> Силовые тренировки в сочетании со специальными нагрузками для сердца полезнее, чем только специальные упражнения. Те, кто регулярно занимается физкультурой в зрелом возрасте, в три раза реже становятся жертвами болезни Альцгеймера в возрасте старше 70 лет по сравнению с теми, кто не занимается. Даже начав заниматься после 60 лет, вы снижаете риск болезни Альцгеймера вполовину!
Вопреки распространённому мнению, компьютерные стрелялки не снижают, а иногда даже повышают уровень интеллекта.
Улучшить подвижный интеллект можно при помощи разных видов деятельности, причём не только в детском возрасте.
Вспомните, что такое подвижный интеллект: это способность к решению нестандартных задач, где выученные ранее правила и понятия могут оказаться бесполезными.
К задачам такого типа относятся Прогрессивные матрицы Равена. В этом тесте испытуемому предлагаются геометрические фигуры, изменённые определенным образом, и он должен оперативно вывести правило, на основании которого можно будет предсказать следующий этап трансформации этих фигур. К занятиям, стимулирующим развитие подвижного интеллекта, относятся компьютерные игры, тренирующие контроль внимания и рабочую память.
Нейрофизиолог Розарио Руэда и ее коллеги описали несколько типов игр, которые способствуют развитию подвижного интеллекта у маленьких детей. Один из них — так называемые прогностические упражнения. Вариант игры этого типа, который использовали Руэда с коллегами, заключался в том, что дети должны были угадать, где вынырнет утка, которая перед этим нырнула в пруд. С помощью джойстика дети управляли на экране кошкой, передвигая её туда, где, как они предполагали, должна появиться утка.
Тренировка подвижного интеллекта при помощи таких упражнений помогает детям справляться с Прогрессивными матрицами Равена, которые требуют хорошего контроля внимания и рабочей памяти. Эти функции подвижного интеллекта играют особенно важную роль в обучении детей, которые ещё не достигли подросткового периода.
Знаменитый эксперимент Уолтера Мишела с маршмеллоу.
Наиболее достоверные из имеющихся данных свидетельствуют в пользу того, что у детей с уровнем самоконтроля выше среднего интеллект обычно также достаточно высок, а кроме того, при любом интеллекте у них весьма высока успеваемость.
Личностный психолог Уолтер Мишел и его коллеги проводили исследование в детском саду при Стэнфордском университете, куда ходили дети преимущественно из обеспеченных семей среднего класса, и обнаружили, что те, кто был способен вытерпеть отсрочку вознаграждения и в результате получить не одно печенье сейчас же, а два, но позже, в подростковом возрасте имели более высокие оценки и значительно более высокие баллы по SAT [Scholastic Aptitude Test — стандартный тест оценки академической успеваемости в США].
Такая же зависимость была выявлена при наблюдении за детьми из семей бедных меньшинств в Нью-Йорке: чем больше терпения проявлял ребёнок в опыте с отсроченным вознаграждением, тем выше были его школьные оценки.
Оказывается, корреляция между уровнем самоконтроля и средним баллом в два раза выше, чем между IQ и средним баллом.
Здесь мы уже можем говорить о наличии причинно-следственной связи. Самоконтроль практически наверняка дает дополнительные преимущества, позволяя достигать большего, чем можно ожидать на основании показателей интеллектуального развития человека.
К сожалению, нам пока неизвестны эффективные пути развития самоконтроля у детей, но некоторые исследования все-таки дают понять, в каком направлении стоит двигаться. Мы знаем, что если перед глазами ребёнка пример взрослого, вознаграждающего себя независимо от реального успеха, то ребёнок с большой вероятностью станет поступать так же. А если ребёнок видит, как взрослые позволяют себе справедливое вознаграждение только за хорошо проделанную работу, то и он старается следовать тем же правилам.
Для родителей очень важно внушить детям, что их интеллект — в их власти. Азиаты очень склонны считать, что способности нужно развивать. Неудивительно, что американцы азиатского происхождения прилагают больше усилий для достижения лучших результатов во время обучения, чем евроамериканцы. Причем неудачи больше, чем успех, служат для них стимулом для еще более упорного труда.
Очень важно внушать ребёнку: если что-то не получается с первого раза, нужно постараться ещё.
Вероятно, не стоит вознаграждать детей за их ум. Лучше отмечать и поощрять усердную работу, которая напрямую зависит от их воли. Если ребенка хвалят за то, что он проявляет ум, он специально старается продемонстрировать свои возможности, выбирая задачи, с которыми успешно справляется, и стараясь уклониться от тех, которые не даются ему так легко. Другими словами, если ребёнка хвалят за ум, он стремится избегать трудностей и даже не пытается браться за то, что могло бы дать ему какие-то новые знания и опыт.
В одном весьма интересном эксперименте, иллюстрирующем это соображение, возрастные психологи Клаудия Мюллер и Кэрол Двэк говорили детям, что они очень хорошо справились с заданиями теста прогрессивных матриц Равена, и награждали их как за сообразительность, так и за усердие. Затем они предлагали детям выполнить другие задания — либо простые («значит, я легко с ними справлюсь»), либо сложные, требующие усилий и нестандартного подхода («значит, я многому научусь, пусть и не буду выглядеть умнее всех»).
Из тех детей, кого хвалили за ум, 66% выбирали легкие задания, благодаря которым могли еще раз продемонстрировать свою сообразительность; а из детей, которых награждали за усердие, более 90% выбирали более сложные задания, выполнение которых помогало им узнать нечто новое.
Если ребёнок достигает успеха благодаря способностям, он не хочет рисковать и обнаруживать, что, может быть, не такой уж он и умный. Если результат достигается усердным трудом, то ребёнок стремится и дальше браться за задачи, которые позволят ему проверить пределы собственных возможностей и приобрести больше разнообразного опыта. <...>
Те, кого хвалили за способности, меньше стремились продолжать работу и реже говорили о том, что им интересно решать другие задачи, в сравнении с теми, кого хвалили за упорный труд. Те, кого изначально хвалили за интеллект, справлялись с меньшим количеством задач, чем те, кого хвалили за старание. Мораль: вознаграждайте прилежание, а не ум.
Неправильно обещать ребёнку вознаграждение за то, что он сделает что-то, что вы хотите поощрить, если ребёнку это и так интересно.
Совместно с возрастными психологами Марком Леппером и Дэвидом Грином я наблюдал за воспитанниками детского сада, которые занимались новым для них делом — рисовали «волшебными» маркерами.
Большинству детей очень нравилось это занятие. Потом мы пообещали некоторым детям награду, если они нарисуют маркерами что-нибудь для нас, что они с радостью и сделали. Затем, пару недель спустя, детям снова предложили маркеры. Дети, которых до этого награждали за рисунки, стали рисовать меньше, чем те, кого не награждали, и рисунки их были хуже.
Получается, что заключенный с детьми «контракт» превратил игру в работу.
Мы похвалили рисунки других детей, которым не обещали вознаграждения, и впоследствии эти дети рисовали маркерами больше, чем те, которые не получили ни награды, ни похвалы. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок делал что-то, хвалите его за уже сделанное. Не нужно обещать награду за то, что он сделает.
Однако иногда вознаграждение оправдано. Если ребёнок не собирается сам сделать что-то без вознаграждения, тогда, возможно, стоит заключить с ним договор. Если его начальный интерес к деятельности низок, обещание награды может побудить ребёнка заняться этим, а затем, возможно, он сам заинтересуется этим делом.
Воспитывая своих детей, постарайтесь держать в голове правило «пяти С» Марка Леппера (control, challenge, confidence, curiosity, context): поощряйте в ребёнке ощущение контроля, ставьте перед ним сложные задачи, внушайте ему уверенность, возбуждайте его любопытство и, давая ему задание, соотносите его контекстом: с реальным миром или ситуациями из кинофильмов и ТВ-программ.
Кроме того, не нужно заострять внимание на небольших ошибках, например, если ребёнок забыл поставить знак «-»; старайтесь предотвращать ошибки, за исключением тех случаев, когда из них можно извлечь урок; не упрощайте материал ради самооценки ребёнка, а лучше измените способ его подачи; задавайте наводящие вопросы; и не захваливайте ребёнка сверх меры.
Наконец, некоторые соображения по поводу школ. Насколько это в ваших силах, постарайтесь определить вашего ребёнка в класс с лучшими учителями, особенно в самом начале обучения.
Избегайте неопытных учителей. Если в школе, где учится ваш ребёнок, не используются эффективные компьютерные программы для обучения чтению, математике и естествознанию, попробуйте обсудить с администрацией возможность их применения. <...>
Если в школе не используются методики кооперативного обучения, при которых дети работают над решением задач и приобретением знаний совместно, предложите использовать их в школе. Выясните, в курсе ли директор вашей школы, кто из учителей имеет наилучшую квалификацию, и узнайте, есть ли возможность поощрять лучших. Если таких возможностей нет, попробуйте воздействовать на общественный совет школы, чтобы это стало возможным.
Высказывайтесь против пристрастного отношения к наличию у учителей разного рода сертификатов и учёных степеней.
Нет никаких доказательств, что учителя с сертификатами и степенями лучше работают с детьми. Учителя должны уделять больше времени наработке педагогических навыков с помощью коллег и специалистов, которые наблюдали бы за их работой и обеспечивали поддержку и обратную связь.опубликовано econet.ru.
Олег Матфатов
Остались вопросы — задайте их здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий