Подпишись

Детское «не хочу» и право на границы

Мы опираемся на свой опыт, в котором наши «не хочу» считались признаками неуважения, лени, дурного характера. Не отгоревав свою травму, мы не выдерживаем первых границ своего ребенка, и сметаем их.

Я уже писала, что нам, родителям, чрезвычайно трудно встречаться с детским "не хочу".
 

"Не хочу" воспринимается как каприз, раздражает, даже бесит. 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Ребенок говорит «не хочу»! Не хочу есть твой суп, не хочу надевать вот эту кофту, не хочу смотреть твой фильм, не хочу к бабушке, в сад, не хочу учить уроки!

Не хочу убирать игрушки, не хочу спать, не хочу, не хочу!

Детское «не хочу» и право на границы

Мы не умеем обращаться с этим «не хочу», но у нас сразу поднимается раздражение:

от такого, которое можно удержать, до такого гнева, когда хочется уничтожить.
 

Что такое?

Откуда столько злости?

А вы помните, как обращались с вашим не хочу, когда вы были ребенком?

И могли ли вообще заявлять о том, что чего-то не хотите?

...Подруга рассказала мне о том, как ее заставляли есть.

Был такой приказ: «Ешь!»

И надо было есть. 

Как-то она вылила борщ в унитаз. Не хотела подчиняться приказу «ешь»!

Хотела выбирать сама: есть или не есть. 

Она, конечно, не осознавала свой протест как защиту границ. Это было спонтанное действие.

Но все же это были границы.

Хотелось уважительного уважения к своему праву выбирать: когда есть.

Мама обнаружила «преступление», и подруге влетело.

У мамы в картине мира отсутствовало такое право, и дочь была объявлена плохой, бессовестной и неблагодарной.

Сейчас бы сказали - обесценивающей.

Но вот вопрос: кто же и кого обесценил?

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

«Не хочу!» является первым зачатком границ ребенка, первым признаком, что что-то не так. 
Детское «не хочу» и право на границы

Может, происходит прямое нарушение права выбора, как в приведенном примере. 
 

Может, не учитываются другие права:

например ребенок устал, как в случае с уроками. Или страшно, например, встречаться с бабушкой, если она его пугает.
Или ему хочется пообщаться с родителем, которого так мало видит, и он не хочет спать. 

Что-то не так.

Что-то воспринимается как нарушение границ, или не хватает ресурса.

Делать уроки, будучи не в ресурсе - это тоже нарушение границ.

И ребенок сообщает: «Я не хочу». 


И нам трудно.

Потому что мы опираемся на свой опыт, в котором наши «не хочу» считались признаками неуважения, лени, дурного характера. 
 

Не отгоревав свою травму, мы не выдерживаем первых границ своего ребенка, и сметаем их.

…Я спросила подругу, как она обращалась со своим «не хочу», будучи взрослой. 
 

Она тут же припомнила, как протестовала против вторжения свекрови в их с мужем жизнь. 
Она уже не могла сказать: «Я не хочу, чтобы она влезала в наши дела». Потому что права не хотеть уже не было. 

Ее муж и его мама тоже не признавали прав на границы, и считали вмешательство нормой.

Потом семья распалась.

Потому что требование границ противоречило требованию их отсутствия.

Детское «не хочу» во взрослом возрасте должно трансформироваться в «я не выбираю».

Я не выбираю не устраивающие меня отношения, работу, я не выбираю чуждые мне ценности. 

И мне очень важен детский опыт того, чтобы мое «не хочу» не уничтожили, а заметили и придали ему смысл.

Как минимум, в форме отражения.

«Ты не хочешь спать»; «Ты не хочешь делать уроки», «Ты не хочешь читать эту книгу».

Иногда ребенок нуждается в том, чтобы ему объяснили, что происходит.

«Ты устал, и не хочешь заниматься. Давай немного отдохнем»


«Ты соскучился, и не хочешь спать. Давай немножко пообщаемся».

В некоторых случаях ребенок задает нам зону развития.

«Она вылила мой суп. Почему? Она не хочет есть мою еду? Или дело в чем-то другом?»


Но всегда, всегда ребенок обозначает, что что-то не так. И это «что-то не так» происходит в контакте, требует внимания, и проговаривания.

«Ты не любишь мыть посуду, я знаю. Но все же мне нужна твоя помощь. В качестве награды можешь сегодня лечь спать на полчаса позже».

Друзья, вспомните, как обращались с вашими детскими «не хочу»?

Как это повлияло на ваше ощущение границ?

Расскажите об этом под постом. Разумеется, если захотите.опубликовано econet.ruЕсли у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Автор Вероника Хлебова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.kz/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Реальность — это разница между тем, что доставляет нам удовольствие, и тем, чем мы вынуждены довольствоваться. Габриель Лауб
    Что-то интересное