Экология жизни. Дети: У меня в доме три девочки в возрасте 7-12, и старшая из них уже изредка показывается мне своей «темной» подростковой стороной, а то ли еще будет...
Чем совершенно точно отличаются российские мамы от любых западных (как минимум европейских), так это высокой степенью беспокойства за воспитание, развитие и вообще коммуникацию со своими детьми. Это беспокойство не просто из тех, каким ты делишься с соседками, а оно из тех, что побуждает тебя к действиям, даже если кругом препятствия.
И таким образом получается, что даже за границей, находясь в целом в изоляции от наиболее легких путей получения информации на русском языке, российские мамы умудряются привозить эту информацию в свое новое место жительства, и делиться ею с окружающими.
И вот Центром детского развития «СКАЗКА-ЦУГ» был организован приезд психолога Людмилы Петрановской, которая совершенно не нуждается в представлениях, с лекцией о подростках.
Я немедленно собралась, потому что у меня в доме три девочки в возрасте 7-12, и старшая из них уже изредка показывается мне своей «темной» подростковой стороной, а то ли еще будет.
Сказать, что было полезно — ничего не сказать.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
1. Подростковый период характеризуется очень сильной физиологической перестройкой. Новое тело часто перестает нравиться, из-за чего возникает состояние так называемой дисморфофобии, когда ребенок чрезвычайно зациклен и обеспокоен небольшими дефектами (или тем, что он считает дефектами). Он сосредоточен на «не том» — не тот нос, не та грудь, не тот член. Для ребенка это большая проблема.
2. Дети переживают сильные гормональные перепады, из-за чего у девочек часто бывает сомнамбулическое состояние, а у мальчиков — злобное, когда все бесит, раздражает.
3. В этот период обрезаются все многочисленные нейронные связи, которые образовались в детском возрасте. Они расставляются по приоритетам, выстраиваются в иерархию — что важно, а что нет. Какие-то связи остаются важными на всю жизнь, а какие-то просто вычеркиваются.
Таким образом, если ребенка надо научить чему-то, что должно остаться на всю жизнь, то лучше делать это до подросткового возраста — тогда есть шанс, что эти связи покажутся ему важными и останутся.
4. Наибольший конфликт возникает от того, что возраст полового созревания снижается, при этом социальная зрелость отодвигается все дальше. Подростки — люди, сексуально полностью сформировавшиеся, при этом в социальном плане остаются детьми все дольше и дольше. В этот период их статус не определен.
ПОДРОСТКИ НЕ МОГУТ НИЧЕГО ИЗ ТОГО, ЧТО МОГУТ ДЕТИ (болтаться без дела, весь день играть, не планировать свое будущее, быть безответственными), А ДОЛЖНЫ ВСЕ ТО, ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕТИ (слушаться, отчитываться, подчиняться взрослым).
ПОДРОСТКИ НЕ МОГУТ НИЧЕГО ИЗ ТОГО, ЧТО МОГУТ ВЗРОСЛЫЕ (играть в казино, заниматься сексом, гулять всю ночь, решать, чем заниматься), А ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ВСЕ ТО, ЧТО ДОЛЖНЫ ВЗРОСЛЫЕ (быть ответственными, планировать будущее, отвечать за свое здоровье и сексуальное поведение).
В этом месте мне уже натурально хотелось плакать. Подростки юридически дети, при этом все права детей у них отняты, а обязанности детей сохранены. Вдобавок навешаны еще и другие, взрослые, обязанности.
5. Естественно, что если их подростковый статус не определен, то подростки раздражаются, бесятся и … трактуют ситуацию в свою пользу («я буду вести себя как ребенок, но вы меня не контролируйте, потому что я уже взрослый»). Ровно также, в свою пользу, трактуют эту ситуацию в свою пользу взрослые («ты должен быть уже взрослым, но при этом мы будем тебя контролировать и командовать, как будто ты ребенок»).
6. В этот период происходит кризис идентичности — из ребенка «вылупливается» его собственная личность. До подросткового возраста мы живем с тем ребенком, которого мы сами себе придумали — он полностью подчиняется нашей семейной системе. В подростковом возрасте все семейные вводные полностью рушатся, и подросток наконец-то начинает понимать, чего хочет он сам. Наиболее мягко подростковый период проходит у тех детей, подлинная личность которых плюс-минус совпадает с той личностью, которую «придумали» родители.
Поэтому самая главная задача каждого ребенка — узнать, какой он сам, а каждого родителя — дать ему это понять. (Я часто пишу о том, что делает швейцарская школа для того, чтобы дать ребенку понять, какой он сам, понять свою идентичность).
7. По мере урбанизации «цена» ребенка стала возрастать. Мы хотим оградить их от рисков, вообще от всего. При этом с точки зрения эволюции подростки — это «расходный» материал. Именно они должны идти вперед, разведывать новые места. У подростков снижено чувство самосохранения, они ценят риск, адреналин. Ценят признание. Готовы рискнуть чем угодно ради успеха. И тут просто объективные противоречия: у нас дорогой ребенок, мы не хотим им рисковать, а эволюционно — подросток половозрел и склонен к риску, он ищет и находит приключений на свою.. ну скажем, голову.
8. Страдают в этот период не только подростки, но и взрослые. Эволюционно — если следующее поколение вошло в фертильный возраст, то предыдущее поколение как бы должно списываться в утиль. А вряд ли мы этого хотим. Ребенок перестает считать нас кумиром, олимпийским богом. Наш памятник разрушается. Фактически мы переживаем потерю ребенка.
В мультфильме «Храбрая сердцем» очень классно показываются переживания мамы по поводу взросления своей дочери. Задача взрослого в этот период — принять свое несовершенство.
9. ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?
— Принять, что эта ситуация возникает не потому, что мы плохие родители, а потому что так сложилось эволюционно и социально.
— Не винить себя и не винить ребенка.
— Стараться выравнять вот эту сложившуюся «несправедливость», когда еще нет никаких прав, но уже появилась куча обязанностей — снижать контроль, давать больше ответственности, давать больше прав, позволять принимать решения. Оставлять ребенку детские привилегии.
— Снизить количество вранья. Не врать себе, не врать ребенку, обсуждать его эмоциональное, гормональное, физическое состояние.
— Рассказывать ребенку, что чувствуете вы. Объяснить, что все, что вы хотите — дать ему понять его собственную природу, его идентичность. И — НА САМОМ ДЕЛЕ ПОСТАРАТЬСЯ ЭТО ПОНЯТЬ.
10. И вот еще. Ситуации, когда дети обвиняют своих родителей, избежать нельзя. Они все равно будут вас (нас!) обвинять. Просто примите это. Не ставьте себе задачу родительства, чтобы дети не предъявляли вам претензии. Такого не будет! Подготовьтесь к этому прямо сейчас.
Эх. Сложно ужасно. Но превратиться в медведицу, как в вышеупомянутом мультике, тоже не хочется. Так что — будьте готовы, и пусть подростковый возраст пройдет легко!опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Автор: Ирина Плыткевич
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий