Подпишись

Музыкалка или каторга?

Экология жизни: Задача современной музыкальной школы — таких немного, но они есть — это выход за рамки шаблонов...

Почему дети не хотят учиться в музыкальной школе

В идеале музыкальная школа должна представлять собой синергию четырех ключевых факторов: программы, комплексного обучения, концертов и комьюнити, то есть сообщества. Каждый из них по-своему важен:

  • Программа — это основа всего: она должна содержать в себе срез лучших достижений музыкальной индустрии, переосмысленных с позиций современности.

  • Комплексное обучение необходимо для того, чтобы выявить и по максимуму развить в ученике сильные стороны и способности.

  • Концерты важны как воздух: только в соприкосновении с аудиторией музыкальный талант по-настоящему оживает, чего никогда не произойдет в замкнутом пространстве школы.

  • Наконец, то, что я называю комьюнити: ученик должен чувствовать себя частью большого творческого сообщества, регулярно встречая талантливых людей и вдохновляясь их примером.

Музыкалка или каторга?

Сегодня в России очень мало школ, где бы в должной степени реализовывались все четыре составляющие. Что же мы встречаем в реальности, когда говорим о музыкальных школах?

Это либо государственная система, об опыте которой красноречиво говорит произносимая миллионами выпускников фраза «отходил в музыкалку», либо различные бизнес-проекты, основанные для заработка. 

Говоря о последних, замечу, что их никак нельзя считать полноценными школами. Как правило, это индивидуальный или групповой урок, например, по вокалу. Назвать это явление музыкальным образованием можно с тем же успехом, как, например, сертификат об окончании бухгалтерских курсов — дипломом специалиста по финансам.

Теперь о государственных школах, где преподают классическую музыку. Подавляющее большинство выпускников ходили туда как на каторгу, и после ни разу не притрагивались к инструменту.

Ситуация несколько изменилась, когда в стране постепенно начали открываться джазовые школы, то есть возникла некая альтернатива. Однако методика преподавания в этих учебных заведениях мало отличается от классической: в её основе всегда лежит закреплённый материал определённого формата.

Разница лишь в том, что в джазе присутствует элемент импровизации, а в классике его нет.

То же самое и в подходе к выступлениям: в классике готовят музыкантов, а в джазе — артистов. Иногда и тех и других воспринимают однобоко, хотя при идеальном раскладе в любом исполнителе должны гармонично сочетаться обе стороны.

 

Почему дети не хотят учиться в музыкальной школе и как это исправить?

Говоря о причинах стагнации музыкальной индустрии в России, прежде всего нужно выделить такую ключевую проблему, как острая нехватка специалистов. 

Таков парадокс: музыкальный бизнес процветает, но в нём настолько мало профессионалов, что чрезвычайно трудно обеспечить его преемственность.

Государство могло бы сделать свой заказ на подготовку специалистов, но на данный момент, увы, это никому в правительстве не нужно. Вот и получается замкнутый круг. Образование катится по заезженной колее, превращаясь в формулу-в-себе: «учёба ради учёбы», а не «учёба ради успеха», как, например, происходит в Америке.

В настоящее время в России в музыкальную школу дети ходят без внутренней мотивации. Нет её и у родителей, вернее, она неправильная — занимать ребенка каким-то делом исключительно для того, чтобы он не связывался с дурной компанией и не ступил на кривую дорожку. По сути, школа служит отвлекающим занятием — по принципу «лучше это, чем подъезды или наркотики». 

Музыкальное образование многими не рассматривается с точки зрения построения карьеры, возможности чего-то добиться в жизни. Важно понять, что эти возможности существуют. Перспективы налицо — например, отрасль сильно нуждается в специалистах продакшн-профессий: звукорежиссерах, саунд-продюсерах, диджеях, саунд-дизайнерах. Но этим специальностям не учат в классических «музыкалках».

Основной лейтмотив образовательного процесса сегодня — это принуждение.

Но если ребёнка ещё можно заставить что-то делать из-под палки, внушить ему необходимость определенного занятия, то с подростком или взрослым человеком такой номер не пройдет. Поэтому с точки зрения этих возрастных категорий подобное образование совсем непривлекательно.

Музыкалка или каторга?

Самостоятельного человека нужно правильно мотивировать, вовлекать, заинтересовывать современной программой и гибким расписанием. Это означает, что на смену «уравниловке» должен прийти индивидуальный подход к каждому ученику.

Выход за рамки шаблонов

Сейчас актуальным в музыкальном образовании можно назвать объединение джаза, классики и электронных направлений. Что касается формы и подачи, то заведение должно полностью отказаться от принуждения как двигателя учебного процесса. 

Главный тезис, он же условие музыки — это коммуникация, двухстороннее движение, посредством которого и происходит развитие личного потенциала ученика.

Только такой подход даёт возможность реализации в дальнейшем, поскольку человек вовлечён в творческий процесс. Он чувствует в себе желание стать профессионалом, заниматься музыкой не на любительском уровне и быть полезным.

Задача современной музыкальной школы — таких немного, но они есть — это выход за рамки шаблонов. 

В него включается, прежде всего, отказ от системы уравнивания, приведения всех учеников к общему знаменателю, которую преподаватели зачастую применяют даже в рамках индивидуальных уроков. Практикуя старый метод, педагог, находясь один на один с учеником, всё же придерживается общей стратегии со всеми, потому что им нужно сдать, например, технический зачёт.

Резюмируя, перечислю пять ключевых направлений, по которым необходимо развиваться каждой школе, если она заинтересована в талантливых и успешных выпускниках:

  • Индивидуальный подход к конкретному ученику;
  • Внедрение новых стандартов, разработка креативных программ обучения;
  • Инициатива со стороны директоров школ и образовательных центров;
  • Профориентация студентов;
  • Мотивация молодых преподавателей.

Можно ли сегодня стать успешным в музыкальной индустрии, совсем отказавшись от систематического образования? Пожалуй, нет, хотя данное мнение имеет право на существование. 

Музыка, как и любой предмет, — это преемственность, а школа — только первый этап подготовки к работе в огромной и сложной индустрии. Именно школа формирует базу будущего артиста, и поэтому так важно не ошибиться с её выбором.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Автор: Иван Панфёров, арт-директор школы музыкального перформанса Musical Wave

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.kz/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 1)
    • 0 / 0

      в статье есть ряд верных положений, но основной посыл неверный. А именно, что школа должна готовить профессионалов. Профессионалов не должно быть и не может быть много, рынок не позволит. Школа должна готовить аудиторию для профессионалов.

      Ответить

    Добавить комментарий

    Мы редко думаем о том, что имеем, но всегда беспокоимся о том, чего у нас нет. Артур Шопенгауэр
    Что-то интересное