Экологичное родительство: Недирективная игровая терапия очень эффективна при работе с детьми с проблемами поведения, с расстройствами эмоционально-личностной сферы. Она способствует разрешению внутренних конфликтов (тревожности, страхов, замкнутости, обидчивости), а также снижает уровень агрессии.
Недирективная игровая терапия очень эффективна при работе с детьми с проблемами поведения, с расстройствами эмоционально-личностной сферы. Она способствует разрешению внутренних конфликтов (тревожности, страхов, замкнутости, обидчивости), а также снижает уровень агрессии. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок переходит из пассивной позиции в активную. Теперь он уже не жертва обстоятельств, не игрушка в руках взрослых, а субъект своих действий.
Индивидуальная терапия с детьми от 3-х до 11 лет обычно проводится еженедельно, по часу в оборудованной игрушками игровой комнате. В ней же можно проводить групповую терапию с детьми 7-12 лет, где ребенок учится спонтанному и творческому игровому взаимодействию со сверстниками.
Игра является естественным способом самовыражения ребенка. «Игра – это язык ребенка, а игрушки – его слова (3,с.127). Используя язык игры, ребенок может безопасным способом выразить свои травматические переживания, понять свои чувства. Этому способствует ненавязчивая, безоценочная поддержка психолога, который следует за ребенком по пути его игры.
В результате после 15-20 сеансов ребенок становится более ответственным в своих поступках, учится управлять собой, приобретает опыт самостоятельности. Он обретает веру в себя, полнее принимает себя и окружающий мир. Конечно, время терапии зависит от состояния ребенка и от его ситуации.
На протяжении 22-х лет работы в качестве игрового терапевта я работала с детьми с различными нарушениями. Для детей с РАС (Расстройства аутистического спектра), например, требуется гораздо больше встреч, поскольку много времени требуется для установления доверительных отношений.
По моему опыту, игровая терапия оказалась очень эффективной для помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: развод родителей, переезд, потеря близких, физическое и сексуальное насилие, помещение в приют, переход в приемную семью и т.д. (2,с.100).
В игровой комнате ребенок проигрывал свои переживания по поводу поступления в детский сад или в школу, ситуации появления младшего ребенка в семье (1). Родители подтверждали, что ребенок изменился, стал более «взрослым» и «сознательным». Это приводило к тому, что родители начинали менять свое отношение к нему, переходили от принуждения к сотрудничеству. Они отмечали, что «теперь с ним стало легче договориться».
В последнее время родителей стало беспокоить то, что «дети не играют». Они сидят в компьютере или в смартфоне и играют в видеоигры. Последствий у этой проблемы несколько.
Во-первых, это малоподвижный образ жизни, огромная нагрузка на зрение.
Во-вторых, дети «уходят» из реальности в виртуальный мир, есть опасность возникновения компьютерной зависимости.
В-третьих, это содержание компьютерных игр. Считается, что обилие стрельбы и разрушений в этих играх способствует росту агрессивности у детей.
Разберем эти пункты по порядку.
Действительно, надо признать, что в этих играх для ребенка много соблазнов. Мальчики – это будущие мужчины, и страсть к новым открытиям, испытаниям себя и своего окружения на прочность заложена в них природой.
«Тысячи пользователей по всему миру увлеченно штурмуют средневековые крепости, гоняют на сумашедших скоростях в дорогих машинах по виртуальным ночным городам, бродят по загадочным заброшенным уголкам, уничтожают мутантов в постакалиптических развалинах и командуют армиями на полях ожесточенных сражений» (5, с.174).
А где в реальной жизни они могут получить такие сильные переживания без риска для жизни? В этих играх ребята обычно отождествляют себя с героями, их агрессия справедлива, так как они борются с враждебными, злыми силами. Борьба эта непростая, игрок часто теряет все, погибает, и появляется желание возвратиться в игру и победить.
Игра бросает вызов, она постоянно дает все более сложные задания и оценивает результаты, поощряет достижения. В многопользовательских он-лайн играх игроки объединяются, общаются, совершают совместные действия (например, WordofWarcraft, в которую играют больше миллиона человек по всему миру и среди них много девушек).
Как помочь ребенку «вернуться в реальность»?
Конечно, в подростковом возрасте бить в колокола уже поздно, нужна профилактика компьютерной зависимости. Нужно помочь «расцвести» реальной игре в дошкольном возрасте. Этому способствуют сеансы недирективной игровой терапии. Вот пример из моей практики.
Мама 6-летнего мальчика на приеме пожаловалась, что он пристрастился к игре на телефоне, скандалил, если ему не давали играть. Телефон подарил ему папа, недавно родители развелись.
На первых сеансах он практически не играл, только рассказывал об играх. Но постепенно он заинтересовался игрушками, появилась сюжетная игра. Через полгода проблема с телефоном ушла, он стал много играть с другими детьми. Интересно, что когда через 7 лет они обратились ко мне с другой проблемой, я поинтересовалась, как у них с «компьютерной зависимостью». Мама сказала, что такой проблемы нет. Мальчик занимается спортом, творчеством, например, они с другом проводят физические эксперименты, снимают их на видео и выкладывают в сеть.
Влияют ли компьютерные игры на агрессивность ребенка? Научных доказательств этому нет. По материалам 40 исследований ученые делают вывод, что это зависит от конкретного ребенка, от обстоятельств его жизни и от содержания игры (4,с.28). То есть предпочтение агрессивных игр и соответствующее поведение связано скорее с общим неблагополучием ребенка.
Есть «пугающие» компьютерные игры, например, «Пять ночей в пиццерии Фредди». Там охранник должен прятаться от четырех жутких аниматроников. На игровой терапии 9-летний мальчик рассказывал мне этот сюжет. Но за 4 сеанса он избавился от этого страха. Он перешел из позиции жертвы в позицию победителя. Сначала он изображал аниматроника и пугал меня. Потом он из роли охранника ругался на аниматроников, грозил им, а в конце просто обзывал их дебилами и тупыми. Такими они уже не были ему страшны.
Компьютерные игры – не вселенское зло, они могут стать для ребенка терапевтическим ресурсом, сюжеты игр вполне могут включаться ребенком в реальную игру.
Литература:
Автор: Богина Елена, специально для econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий