Подпишись

Когда болеет ребенок

Экология сознания: Психология. Весна и осень это то, время когда дети болеют чаще всего. Ангины, вирусные инфекции, простуды -  времени, сил и энергии у родителей, да и у детей, это отнимает много.

Бояться нечего, всё будет хорошо, мы справимся!

Весна и осень это то, время когда дети болеют чаще всего. Ангины, вирусные инфекции, простуды -  времени, сил и энергии у родителей, да и у детей, это отнимает много. 

Поведение родителей при болезнях детей обычными простудными заболеваниями

Итак, как вести себя родителю:

Говорить ли правду ребёнку? Да.

Большинство детей задают чёткие и конкретные вопросы «Мама я заболел? У меня высокая температура? Сейчас приедет скорая помощь? Мне будут ставить укол?» И лишь немногие родители отваживаются отвечать честно и их понять тоже можно: будут лишние вопросы (лишние для родителей),  нытьё, может быть истерики, а здесь когда уже время пришло – то уже поздно сопротивляться.

Когда болеет ребенок

Для родителей так проще, но не для ребёнка. Если он сам спрашивает, значит, его это беспокоит, значит, он об этом думает уже сейчас. Дети обычно доверяют родителям и когда они понимают, что их обманули, для любого ребёнка это будет удар, появляется страх и паника.

«Что со мной будет происходить - я не знаю, и доверять я никому не могу». 

Однозначно лучше сказать правду и получить при этом агрессию и не согласие, чем играть на очень тонкой грани под названием «доверие». И помните, чем больше ситуаций когда родители обманывают ребёнка и чем меньше сам ребёнок тем больше он сомневается в   «окружающем мире вообще», тем выше уровень тревожности и, следовательно, невротизации.

Сдерживать ли свои эмоции? Да.

Ребёнку в этот момент необходим уверенный спокойный родитель. Конечно, не стоит натягивать «счастливую улыбку», не нужно лицемерить, но и вашу панику ребёнок видеть не должен. Вы можете отдельно поделиться своими страхами и опасениями с супругом, родственниками, врачом, но ребёнок слышать этого не должен. Чем увереннее и спокойнее родитель, тем легче ребёнку переносить физический дискомфорт.

Только не нужно путать спокойствие с безразличием, если мама понимает ребёнка, рядом  с ним, честно отвечает на все вопросы и при этом уверенная и спокойная, она транслирует ребёнку: «Бояться нечего, всё будет хорошо, мы справимся!».

Дарить ли подарки? Нет.

Не во многих семьях, но всё же есть такие случаи, когда родители пытаются отвлечь ребёнка, развеселить, и покупают кучу новых игрушек, чтобы ребёнок не скучал. Вроде бы не плохо, но если разобраться, то родители это делают, чтобы справиться со своей собственной тревогой,  да и видеть собственного ребёнка вялым и грустным, мало удовольствия. 

А между тем, для ребёнка проживания этих состояний, важно и необходимо, ребёнок проживает состояние фрустрации, когда происходят  определённые изменения с ним, вне зависимости от его желания. 

Быть рядом с ребёнком? Да.

Ваше присутствие для ребёнка это залог безопасности. Всё под контролем, обо мне есть, кому позаботится, я не один. Если нет возможности быть рядом с ребёнком, оставляйте различные напоминания о себе: фотография, шарф или платок с вашим запахом и духами, его любимый пирог, который вы испекли, открытки,  рисунок, который вы нарисовали утром для него, и да, всегда можно позвонить и поболтать по телефону.

Жалеть ли? Да.

Для ребенка жалость – это поток внимания, это средство уменьшить его внутреннюю тревога, это территория безопасности, это бессознательная уверенность в том, что родитель рядом и поможет справиться с этой непонятной штукой – болезнью.

Давать злиться и грустить? Да.

Когда ребёнок ноет или даже устраивает истерику, по поводу не согласия того что поставят укол, или приедет «скорая» это позиция контролирующей личности, да он может выражать свой гнев и не согласие. И это нормально.

Предлагаю вам посмотреть на психологический портрет ребёнка с психосоматикой.

Когда болеет ребенок

Если внимательно понаблюдать за таким ребёнком мы заметим, что для него характерно:

  • социально-одобряемое поведение (учиться так, чтобы родители были довольны, вести себя в школе так, чтобы учительница похвалила, поступать так, как поступают «хорошие, правильные ребята»)
  • высокий уровень нерешительности. Ступор при принятии самостоятельных решений, когда наперёд не известно, как поступать.
  • стремление привлечь к себе внимание при помощи жалоб на своё здоровье, при этом «отрицательные эмоции» (раздражение, злость, страх, гнев) имеют вегетативное оформление (например, потеют ладони, или сжимаются челюсти, краснеет лицо), но отрицаются. Например, когда ребёнок рассказывает что-то и явно злится, если его прямо об этом спросить  - он ответит, что нет, он не злится.
  • нарушение временного восприятия, фиксация на прошлых болезнях. Ребёнок рассказывает о болезни, как будто он болел вчера, хотя прошёл год, полгода. Если дать сюжетные картинки (можно взять классические из патопсихологии) и дать инструкцию «Расскажи, что здесь происходит, с чего всё началось, и чем всё закончится»,  мы увидим что сюжет ребёнку простроить сложно, он будет путаться.
  • невозможность классифицировать и определить эмоции, как у себя, так и у других. Например,  показываем ребёнку карточки (прекрасно подойдут карточки «Азбука настроений» Н.Л. Белопольской для детей до 9 лет, а для подростков «Монстрики чувств» Хох-Корона Ютта) с изображением животных (гномиков, любимых героев) с разными эмоциями и задаём вопрос: «На этих картинках изображены животные с разными эмоциями, определи у кого какое? Ребёнок с психосоматическими заболеваниями при определении эмоции чаще ответит «никакое, нормальное, обычное, плохое, хорошее».
  • общая депрессивная симптоматика. Напрямую ребёнок никогда не скажет, что ему плохо или грустно (ведь он хочет быть «хорошим в глазах окружающих»), в то же время он активно декларирует своё плохое физическое самочувствие. Но если ему дать возможность поразмышлять о жизни другого мальчика или девочки (например, закончи рассказ или сказку, или спросить какое настроение у главного героя на картинке) ребёнок тут же расскажет что этому мальчику или девочке грустно, всё плохо, и сочинённые истории будут носить депрессивный характер.
  • трудности в установлении социальных контактов. Из-за того, что  построение причинно-следственных связей у них нарушено, таким детям сложно спрогнозировать поведение и реакцию других людей.

Это усреднённый портрет ребёнка с психосоматикой, и естественно, что у каждого ребёнка будут свои индивидуальные особенности. опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Автор: Юлия Магомедова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.kz/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 1)
    • 0 / 0

      Тяжело конечно, когда ребенок болеет. С первым прям сама начинала болеть морально, переживала сильно, но со временем адаптируешься, понимаешь, что дети болеют часто. Со вторым уже намного спокойнее было, но мы и витамишек иммуно+ даем с 3 лет, помогает иммунную систему поддерживать, так и правда стали болеть реже

      Ответить

    Добавить комментарий

    История повторяется трижды. Первый раз как трагедия и пару раз — для тупых. Андрей Кнышев
    Что-то интересное