Экология жизни: Люди: Мы живем в эпоху дифференциации личного сознания. И это не шизофрения. Это другая культура. Другой способ мышления.
Поколение зет вырастет и наймет нас всех на работу
Аркадий Цукер — практикующий бизнес-консультант, соавтор уникальной методологии исследований и разработки прорывных стратегических решений в сфере бизнеса. В портфолио Аркадия Цукера более 700 консалтинговых проектов в различных сферах в России и за рубежом (до 40 комплексных маркетинговых проектов в год), около 120 научных работ по вопросам инновационного маркетинга, менеджмента и образования, опыт преподавания в Бостоне (США), совместные проекты с Гарвардским университетом.
В выступлении на Саммите работодателей в Минске Аркадий рассказал о ценностях и конфликте разных поколений и о том, как бизнесу из этого извлечь выгоду.
Вот яркие тезисы его выступления, которые заставляют задуматься о том, что многие проблемы в бизнесе и в жизни обусловленны нашими «поколенческими» шаблонами поведения.
— Нет чистых игреков и иксов. Есть два паттерна (модели, шаблоны), формируется третий: мы условно называем их X, Y и Z. Это паттерны мышления в чистом виде, которыми можем пользоваться. Примерно так же, как сегодня кто-то говорит на русском, кто-то только по-английски, кто-то с акцентом, кто-то на обоих языках и т.д. Поэтому есть возможность каждому использовать разные модели культуры.
У меня на работе есть сотрудница — ей 73 года. Жду ее на совещании. Жду час. Звоню.
— Ну где вы?
— Я в маникюрном салоне.
— Почему?
— Ну как почему? Потому что ногти у меня уже высохли, а мозг еще нет.
Это икс? Нет, это игрек — в 73 года!
Уникальная культурная особенность ситуации, в которой мы живем, в следующем — впервые, с точки зрения поколений, в культуре «висит» несколько паттернов. И каждое новое поколение, в связи с бешеным техническим прогрессом, порождает совершенно другой тип мышления. И каждое предыдущее может оставаться в своем, а может осваивать следующие и следующие.
Поэтому мы должны говорить не о том, какие они другие, а о том, что есть сегодня для иксов процессы игрекации, зеттеризации и т.д. Потому что мы все пробуем на себе способы мышления других поколений.
Часто говорят, что это дети миллениума, вошедшие в новое тысячелетие с цифровыми технологиями, «адовы дети». Знаете почему? Некоторые ученые сопоставили характеристики Антихриста в Библии и Интернет и увидели, что по всем признакам нет никаких отличий. Вездесущ, невидим, присутствует в каждой молекуле воздуха, материализуется в любой точке пространства, полон греха. Ничего не напоминает?
Игреков еще называют поколением ЯЯЯ, потому что это первое поколение, которое живет не одной личностью, а несколькими. И это нормально.
Фраза «Давайте развивать гармонично развитую личность», канула в Лету, потому что нужно развивать одновременно личность офлайн и множество личностей онлайн.
И о каждой из них надо заботиться, каждая из них имеет свой характер, свой интерфейс, своих врагов, своих друзей. Мы живем в эпоху дифференциации личного сознания. И это не шизофрения. Это другая культура. Другой способ мышления.
Это поколение называют и поколением джамперов — впервые, в отличие от других поколений ему не нужно выстраивать единую и непротиворечивую линию своей судьбы. Можно прыгать, можно пробовать все, можно жить в разных местах, ездить на разных машинах, работать на разных работах. Но при этом иметь одну линию отношений.
Очень интересный момент, что поколение игреков более верное. Это у нас, иксов, все так напортачено в личной жизни, что Боже ты мой!
Еще лет пять назад я не думал, что 20 лет занимаясь прорывными стратегическими решениями для бизнеса, когда-нибудь буду выходить на сцену и рассуждать про поколения. И мне будут говорить «Не, про стратегии не надо, давай про поколения».
Знаете с чего началась эта история? Сначала мы стали ловить среди заказов наших клиентов моменты поколенческого непонимания.
Дальше пошел другой тип вопросов. Молодые стали мне говорить: «Аркадий, а как нам с вами работать? Вам же, иксам, старперам (по разному нас называли, я все время путаю эти слова и говорю, что они стартаперы, а мы старперы) ничего кроме денег не надо. У вас ничего святого, вы только о деньгах и думаете. У вас вообще ценностей нет».
У нас ценностей нет? Я думал, это у них ценностей нет!
И дальше больше: «А как вам продавать? Вы же вообще нормальные вещи не цените. Вам все нужно завернуть в какой-то статус. В какие-то властные фигуры. Вам нужно доказать, что это премиально-премиально. Что это кумир носит. Что этот фантик видели возле дома правительства, поэтому покупайте эти конфеты…».
«Ну что вы за примитивные люди, старперы» — говорили мне молодые. И вот тут я стал осознавать, что разница в мышлении и правда существует, и что проблема на самом деле гораздо серьезнее, чем проблема отцов и детей.
Приведу пример. Давно веду тренинги, работал с разными аудиториями и в силу гордыни был уверен, что могу «взять» любой зал. И несмотря на мой монотонный голос, могу быть всем интересен.
И тут я прихожу в университет, читаю лекцию — мне свистят: «Вы лох». Я думал меня приветствуют — нет, свистят.
Эта тема заставила меня ввинтиться в глубокий кризис, потому что я начал думать:
— Так, товарищ Цукер, а вот то, что ты делаешь (а ты занимаешься 20 лет инструментами мышления) — это всего лишь продукт для твоего поколения? И ты, вместе с этим поколением, отработаешь и уйдешь на пенсию? Не волнуйся, тебе хватит. Или все-таки заявка на то, что ты делаешь, что-то такое серьезное? Надпоколенческое?
Тогда я сказал себе — это вызов, и я должен найти способ быть интересным молодой аудитории. И, если я найду и зафиксирую, почему я интересен, значит я понял эту разницу мышления. Я пришел через год на эту же лекцию — меня освистали снова. Я понял, что не догнал. Потом я пришел еще раз. И только на четвертый раз мне сказали: ты – крут!
Чтобы понять разницу паттернов мышлений поколений иксов и игреков (в модели чистых паттернов мышления), нужно проанализировать наше (иксовое) детство и подростковые годы, и детство, и подростковую юность наших детей (игреков), и потом внуков (зетов). Я выделил несколько моментов.
Опыт материального благополучия. Истоки первой линии демаркации (разграничения) в мышлении уходит в опыт материального благополучия.
Мы с вами родились в стране с гарантией материального благополучия, в стране, строящей коммунизм, в стране с очень понятной задачей, что делать: закончить школу и ВУЗ, хорошо работать — и у тебя точно появится квартира, машина и т.д. И вдруг в один момент это рухнуло. Иксы в детстве и юности (в конце 80-х, начале 90-х) пережили крушение материальных гарантий, а родители не смогли им ничего передать — растерялись, начали выживать.
Икс — это человек, который пережил момент, когда пол ушел из-под ног, и гарантированная система материального благополучия исчезла. При таком опыте главной жизненной задачей становится задача материального состояния. Надо состояться! Заработать капитал, заработать собственные основания уверенности в жизни. Поэтому иксы — это поколение работоголиков.
Кто-то зарабатывает на отпуск, кто-то на коттедж, кто-то на остров. Но какого бы масштаба фигура икс ни была, она всегда работает, работает много, не может позволить себе отдыхать, и у нее никогда нет денег.
Сколько бы денег ни было — их мало. Это дефицит, который нужно восполнять. И в этом смысле зарабатывание состояния является ключевой ценностью иксового поколения. Показательный пример — встреча одноклассников. Первый вопрос — «Ну ты как? Квартира, машина есть?». Это всегда отчеты о том, насколько мы состоялись. Я как-то «прикололся» и на вопрос «Ты как?» ответил: «Да нормально, дочитываю Шопенгауэра, думаю о проблеме власти и воли». В ответ услышал: «Цукер, ты идиот? Я тебя спрашиваю — ты как?». «Ну машина, работа…» — «А, тогда все нормально…».
А на каких ценностях выросли игреки, наши дети, не пережившие материальную катастрофу?
Когда мы говорим иксы и игреки, то это звучит формально, словно они друг другу чужие. Стоп, это же наши дети. И это мы для них организовали детство, которое их таких спроецировало. Обеспеченное детство.
Детство в кружавчиках, немецких колясках, дорогих игрушках, в отдыхе за границей с 2−3 лет, в центрах развития, танцах, английских языках и прочее.
Игрек не переживал катастрофу материального обрушения. Поэтому, с точки зрения игрека, деньги всегда есть. Соответственно, зарабатывать их не надо.
То, что деньги есть, это нормально. Это гигиенический естественный компонент среды. Вот смотрите. Мы с вами, живя в городах, не заботимся о наличии воды. Потому что она всегда есть, и это нормально. А в 19 веке и в деревнях вода — ограниченный ресурс. А в Хиросиме и Нагасаки старшее поколение до сих пор носит с собой противогазы, потому что «воздух может кончиться».
Мы переживаем о том, что может кончиться. Игреки о деньгах не переживают, потому что деньги всегда есть. И самое интересное, что они у них действительно случаются. И часто больше чем у нас. Просто потому что у них это не проблемная история.
Общение со сверстниками. У иксов (а мы выросли во дворах) было постоянное общение с постоянной компанией. Ключевое здесь — постоянная компания. Что дает общение с постоянной компанией? Два момента: самооценку — я понимаю кто я, меня ценят другие, и мне этого достаточно, и умение дружить — я знаю, что я не один и в любой момент построю любые отношения.
У икса материальный дефицит денег, но избыток естественной среды отношений — поэтому он мог спокойно работать, пренебрегать отношениями, жертвовать домашними, строить разные семьи.
Я, как икс, знаю, что могу с любым человеком попить чай (и не только) и мы будем друзьями. Потому что я умею дружить, у меня дружилка работает с детства.
А у игреков не было постоянного общения. Что помнят они с детства? Максимум — руку, которая перетаскивает его с одного развивающего центра в другой (няни, мамы, водители), иногда в машине дают бутерброд между центрами.
У игреков другое отношение к друзьям:
— О, у меня друг.
— А как зовут?
— А я не спросил.
Друг — это не тот, чье имя надо знать. Друг — это тот, с кем 5 минут было интересно. В мышлении этого поколения нет паттернов длинных, устойчивых отношений, за редким исключением. С одной стороны, он расслаблен по поводу материального благополучия, с другой — он один, у него нет уверенности, что в любой момент ему могут прийти на помощь. Игрек изначально одинок.
Отношение к цифровым технологиям. У нас в детстве их не было, поэтому у нас отношение внешнее, как к инструментам. Игреки, и тем более зетты, выросли в этой среде, в которой цифровые технологии — это естественная ее часть.
В итоге, что получается:
Иксы зарабатывают деньги, а игреки лайки, потому что лайки для них являются такой же валютой признания, как рубли для нас с вами — валютой материальной капитализации.
Один предприниматель говорит: «Я не понимаю своего ребенка. Почему он каждые 5 минут смотрит, сколько у него лайков в телефоне?». Я ему говорю: «Подожди. Когда ты открываешь новую торговую точку, сколько раз звонишь, чтобы узнать про выручку?». В чем разница? С точки зрения психологических моментов абсолютно одинаковая история.
Иксы на основе денег становятся признанными, игреки на основе признания могут зарабатывать.
В этом кардинальное отличие наших паттернов.
Чтобы понять жизненные задачи поколения зет, нужно ввести еще один параметр. С точки зрения предыдущих трех, они полностью похожи на игреков — у них есть материальное благополучие и абсолютное цифровое понимание, но нет нецифрового общения. Но что об опыте управления своей жизнью?
Как отличить зет от игрека:
В третьем паттерне мышления на формулу игреков нанизываются иксовые управления проектами и своей жизнью.
Зеты взяли все лучшее от иксов и игреков. Они вырастут и наймут нас всех на работу.
Как я уже сказал выше, два паттерна конфликтуют между собой с точки зрения мотивации в бизнесе: иксам важна материальная капитализация, игрекам — символическая капитализация, создание своего имени.
Если хотите вовлечь игрека в бизнес, вы должны мотивировать не заработками — это им неинтересно, а значимым сильным, масштабным проектом, который позволит им увеличить капитал собственного имени.
Деятельность иксов начинается с проекта и цели. Что такое цель с точки зрения поколенческого мышления? Это счастье, унесенное в будущее.
Мы, иксы, добровольно отказываемся от счастья сейчас, и говорим, что достигнем цели, но потом. Сейчас ради этой цели мы будем спать на клавиатурах, работать по 18 часов, терять семьи, жертвовать собой, чтобы потом, на пенсии… достичь цели.
Это психология иксов. Но что часто происходит? В определенный момент времени они выгорают. Устают от бесконечной гонки, начинают понимать ее бессмыслицу. Начинают ходить к психотерапевтам. На йогу. Или на телесные тренинги. И им там говорят — вам надо научиться жить здесь и сейчас. И вот выходят они с этих тренингов и как будто впервые видят — небо такое голубое, трава такая зеленая… И это состояние длится... минут пять, пока не дошли до машины: ключи в зажигание, щелкаешь — и понеслась «иксовая» жизнь «натюрель». Что сегодня? Какие планы? Какие задачи? Какое отставание от графика?
Игрекам по этому поводу к психологам ходить не надо. Они стараются жить здесь и теперь. И стараются не допустить в свою жизнь макропроекты, которые превращают наше настоящее в жертву.
И вот реальный кейс от Аркадия Цукера, как работать с игреками: 21-летняя гардеробщица в ресторане придумала, как увеличить выручку в 2,5 раза – смотрите видео
опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий