Умение ставить чужие эмоции выше своих собственных зависит от определённого участка коры мозга, активность которого увеличивается с возрастом.
Умение ставить чужие эмоции выше своих собственных зависит от определённого участка коры мозга, активность которого увеличивается с возрастом.
Когда ребёнок выигрывает в какую-нибудь игру, его не слишком заботят чувства проигравшего партнёра, даже если партнёр – его друг. Выигравший будет радоваться и ликовать, не слишком обращая внимание на настроение товарища. И ведёт он себя так не из какой-то особенной зловредности, а из присущего всем детям эгоцентризма, когда весь мир вокруг оценивается только с моей точки зрения, когда кажется, что все вокруг должны разделять только мои мысли и чувства.
Эгоцентризм не есть какая-то постоянная величина, он может меняться, развиваться, сходить на нет – дети ведь, в конце концов, со временем начинают понимать, что чувствуют другие, и согласовывать своё поведение с чужим эмоциональным состоянием. Но что за процессы происходят в эмоциональной и когнитивной сфере у эгоцентриков, и зависит ли эгоцентризм от особенностей строения мозга, психологи до сих пор представляют себе не очень хорошо.
Чтобы больше узнать о детском эгоцентризме, исследователи из Общества Макса Планка попросили детей и взрослых сыграть в игру, в которой выигравший получал некую денежную сумму. Известно, что и дети, и взрослые с одинаковым эмоциональным подъёмом реагируют на такой выигрыш, и одинаково огорчаются, если денег им всё-таки не досталось. Сама же игра предполагала соревнование между двумя участниками, причём видеть друг друга они не могли.
Компьютер оповещал каждого игрока о том, выиграл или проиграл его противник, а сам игрок должен был сказать, какие чувства испытывает другой человек, радуется он или грустит. Исследователей особенно интересовало, насколько такая оценка зависит от эмоционального состояния самого оценивающего.
То есть, например, если вы выиграли особенно крупную сумму – насколько серьёзным вам покажется огорчение проигравшего партнёра? А может, вы вообще посчитаете, что ваш противник радуется вместе с вами, несмотря на свой проигрыш?
Разница между взрослыми и детьми оказалась разительной: 6-13-летние дети распространяли свои эмоции на других – партнёр по игре, по их мнению, обязательно испытывал те же чувства, то есть радовался чужому выигрышу и грустил по поводу чужого проигрыша. Однако способность абстрагироваться от собственных эмоций и вникать в чужие чувства усиливалась с возрастом, и чем старше был ребёнок, тем лучше ему это удавалось.
Но одними лишь психологическими наблюдениями исследователи не ограничились, они также проанализировали с помощью фМРТ, какие области мозга участвуют в преодолении собственных эмоций.
Ключевой зоной тут оказалась правая надкраевая извилина в области височно-теменного стыка коры. Надкраевая извилина соединена со множеством других зон, в частности, с передней частью островковой коры, которая включается, когда мы пытаемся понять чувства другого человека.
Очевидно, именно надкраевая извилина помогает нам забыть о собственных эмоциях в пользу чужих переживаний. С возрастом, как пишут исследователи в Social Cognitive And Affective Neuroscience, эта область становится более активной, что, по-видимому, и помогает справиться с детским эгоцентризмом.
Это ещё один пример того, как психические феномены, которые, казалось бы, слишком сложны, чтобы поймать их на структурно-анатомическом уровне, всё же оказываются «прописаны» в какой-то конкретной зоне мозга.
Конечно, эта «прописка» довольно размыта, и вряд ли та же надкраевая извилина смогла бы работать без активного обмена информацией со множеством других участков коры. Но не исключено, что в будущем корректировку личности (например, устранение подзадержавшегося с детских лет эгоцентризма) можно будет осуществлять простой стимуляцией той или иной области мозга.
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий