Экология жизни. Мы дождались! Длительно пустующая после ухода в небытие уже лет двадцать как почившего «нового русского» и, не прижившихся в широких массах метросексуалов и прочих хипстеров, ниша народного (не) Героя теперь плотно занята. Кто он?
Мы дождались! Длительно пустующая после ухода в небытие уже лет двадцать как почившего «нового русского» и, не прижившихся в широких массах метросексуалов и прочих хипстеров, ниша народного (не) Героя теперь плотно занята. Кто он? И почему так молниеносно поднялся на олимп зрительских предпочтений?
Ждут своего автора культурный, социальный и эстетический (правда, красавчик?) взгляды на этого персонажа.
Мы же сфокусируемся на психологическом.
кадр из фильма «Покровские ворота»
Почему именно он?
Для начала стоит принять во внимание, что для получения сколько-нибудь серьезного резонанса, любой образ должен «зацепить» значимые ассоциации у большого количества людей. Быть архетипическим (смотри теорию К.Г. Юнга и последователей).
Если персонаж становится популярным среди широких народных масс, мы можем утверждать, что в нем выражены актуальные для этих людей свойства. Об этом всегда помнят сценаристы успешного кино, создавая героя таким, чтобы как можно больше зрителей могли с ним отождествиться.
Так какие же черты делают Ждуна милым нашему сердцу?
— он действительно «няшный», приятный, трогательный;
— он вызывает доверие, жалость и сочувствие, ему легко сопереживать;
— он безобиден, очевидно мягкий и пассивный, не хищник;
— он беспомощен, а значит нуждается в опеке и защите;
— он «детский», несмотря на внушительные размеры;
— и, самое главное, он СМЕШНОЙ, неказистый, недотепа, кулёма.
Эти черты не только придают Ждуну невообразимый шарм, но и напоминают нам о многочисленных знакомых, а может, и о нас самих. Есть идея о том, что нас вообще во внешнем мире привлекает (или отталкивает) только то, что имеет непосредственное отношение к нам. Все остальное просто проходит мимо, оставаясь без внимания.
Тогда интересно узнать, как возникают и чем вызваны эти особенности у людей?
И как психологические теории объясняют, почему формируются такие черты характера?
Ответы на эти вопросы дают типологии характера.
Классический психоанализ обязательно найдёт у нашего подопечного оральную структуру характера.
Орально-пассивный тип личности формируется в младенчестве, когда ребенок получал недостаточно любви и заботы со стороны матери, либо когда получал их сверх всякой меры (а потом потерял). Человека с данным типом личности характеризует веселый и оптимистичный нрав, он склонен не замечать трудностей и оказывается не готов к их преодолению. Он ожидает от окружающих материнской заботы о себе, наивно полагая, что они будут решать его проблемы. А когда реальность противоречит его ожиданиям, то не может понять, как это произошло, почему так, и что теперь делать. Это очень зависимый тип личности. Он ищет постоянного одобрения своего поведения со стороны окружающих. Кроме того, что он незрел и пассивен, он еще и крайне доверчив и легко поддается чужому влиянию.
Широко известная в узких кругах Нэнси МакВильямс описывает этот тип как депрессивный.
Механизм возникновения — бессознательная интернализация наиболее ненавистных качеств прежних объектов любви (начиная с родителей и заканчивая любовными партнерами). Их позитивные черты вспоминаются с благодарностью, а негативные переживаются как часть самого себя (М.Klein,1940). Эти люди меланхолики, с низким темпом активности, скупой жестикуляцией, высокой утомляемостью. Миротворцы и добряки, оправдывают других за свой счет.
И наконец, бодинамика — современная теория, объединяющая телесный подход и психодинамическую возрастную периодизацию — относит Ждуна к наиболее выраженным, хрестоматийным представителям такой структуры развития как «ранняя автономия». Эти особенности характера формируются примерно в год-два, когда ребёнок начинает ползать и ходить, осваивая возможность следовать своим импульсам и одновременно первый опыт отделения от мамы. Если мама не поощряет самостоятельность, то достаточно быстро дети «садятся на попу», отчаявшись что-либо сделать сами, и продолжают «сидеть на ней ровно» всю свою жизнь. Отчего эта часть тела становится заметной и выдающейся. Вырабатывается защита от внешнего контроля — выученная беспомощность (делай сам, раз ты хочешь) и пассивное сопротивление (я согласен, но…). А внутри у такого человека остаётся пустота и состояние «великого нехочухи». Таким людям можно не учиться медитации, они в ней живут — «что воля, что неволя…». В теле у них это проявляется в накоплении блокированной энергии в нижней части, очаровательно-наивном выражении лица и «мерцающем контакте» при общении — вроде человек здесь, а вроде и нет. Узнаваемо?
Интересно еще и то, что судя по имени, Ждун — это мужской образ. А значит, в большей степени ассоциируется с нашей «сильной половиной». Что, кстати, подтверждается статистически. Все описанные выше «изюминки» чаще встречаются у мужской части населения России. Можно роман написать о том, как эти особенности влияют на отношения, социальную жизнь и даже политику в нашей стране, но мы сейчас не об этом.
Вот такие психологические черты можно прочесть в популярном нынче меме. Но он не первый и не единственный подобный любимец нашей публики. Светлый образ Ждуна прекрасно вписывается в галерею давно известных в наших широтах типажей. Здесь и сказочные Емеля на печи с Иваном-дураком, герой классической литературы Обломов и, конечно, масса «положительных героев» советского периода. Отдельно хочется упомянуть всенародно любимых персонажей нашего кино: Хоботова из «Покровских ворот» и Бузыкина из «Осеннего марафона».
Интересно, что за пределами нашей родины такой характер не популярен и распространения не получил.
И почему у нас любовью и поддержкой в значительно большей степени пользуются именно такие (не)Герои?
Во-первых, герой должен умереть, иначе он не настоящий Герой. В жизни эта перспектива мало кому улыбается.
Во-вторых, настоящие герои всегда «страшно далеки» и требуют подражания. То есть вынуждают к активным действиям. А это чревато последствиями. Можно заметить, сколько нас разделяет. И как тяжко соответствовать. Поэтому одинокие «спасатели» западного образца не находят на нашей почве живого отклика. Хлопотно, в общем, быть крутым парнем.
В-третьих, карикатурный же, подчёркнуто «бытовой, обыденный» персонаж в сравнении «проигрывает» зрителю. А значит, зритель может свою самооценку повысить «Слава богу, у меня не все так плохо».
В-четвертых, влияющий и круто меняющий жизнь герой никогда не будет одинаково «хорошим» для всех. Для того чтобы нравиться всем, необходимо меньше проявляться, а лучше вовсе ничего не делать.
В конце концов психологический механизм смеха заключается в сбросе напряжения и присвоении «сложного материала». Значит, пока мы смеёмся над Ждуном, мы прощаем другим их несовершенство, можем с юмором признавать свои не самые героические стороны, а также «принимать и любить себя и близких такими, как есть». А это дорогого стоит.опубликовано econet.ru
Автор: Юлия Зотова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий