Наверное, не для кого не секрет, что часто «картина мира» одной и той же ситуации у разных людей не совпадает.
В психологии есть такое понятие как «картина мира» - это совокупность знаний, пониманий мира личностью. Наверное, не для кого не секрет, что часто «картина мира» одной и той же ситуации у разных людей не совпадает. И вроде бы в этом нет ничего страшного, так как даже философы говорили: "Мир не хорош и не плох, он таков, каким мы его воспринимаем, а значит, имеет право на индивидуальность, уникальность". Есть небольшая сноска - пока это не приводит к непониманию, к конфликтам и не мешает построению единой «картины мира», например, в семейных отношениях.
Случай из моей практики:
На прием пришла женщина 36 лет с пониманием проблемы детско-родительских отношений со своим единственным сыном 9 лет. Формулировка проблемы- «не слушает, ничего не хочет (учиться)».
Цель данной статьи - ПОКАЗАТЬ несовпадение внутрисемейных «картин мира» через очень известный тест «Семья животных». Поэтому я не буду описывать всю структуру работы. В данном случае, «вырву» из контекста работы именно это направление.
Интересно, что показывать приходится и самим членам семьи, а увиденное, часто, их очень удивляет. Напомню, суть теста заключается в том, чтобы представить всех членов своей семьи в виде любых животных.
Введу еще некоторые необходимые для анализа данные из анамнеза жизни клиентки: женщина находится в разводе, живет со своим сыном у своей мамы (ранее была разведена), где проживает вместе с ними старший брат клиентки, так же находясь в разводе со своей супругой.
На своем рисунке клиентка изобразила себя курицей, своего сына- цыпленком, свою маму- гусыней, своего старшего брата- псом.
Посмотрите внимательно, из рисунка видно, что клиентка предполагает:
Первые впечатления от работы могли сформулировать следующий вывод: клиентка не прошла процесс сепарации (отделение) от своей мамы, от своей семьи, что мешает ей выстроить детско-родительские отношения со своим сыном. Центральный сюжет на рисунке, а значит и актуальный для клиентки- взаимоотношения между мамой и сыном.
Следующая встреча была с сыном клиентки:
На своем рисунке мальчик изобразил себя цыпленком, свою маму- кукушкой (трактовка самого мальчика), своего дядю- волком, свою бабушку- червяком.
Рисунок сына клиентки показал следующую «картину мира» внутрисемейных отношений:
Впечатление от рисунка мальчика наводит на следующий вывод: ребенок остро ощущает нехватку внимания со стороны мамы, которую, видимо, начинает уже «требовать» проявляя агрессивные стратегии. Центральный сюжет на рисунке, а значит и актуальный для мальчика- взаимоотношения с мамой. Сюжет второго порядка- ощущение опасности от «фигуры» дяди.
Следующая встреча была проведена с бабушкой (62 года):
На своем рисунке бабушка изобразила себя драконом, своего внука- петухом, свою дочь- курицей, своего сына- собакой.
Посредством рисунка, мама клиентки, раскрывает свою «картину мира»:
Впечатление от рисунка бабушки наводит на следующий вывод: ребенок в семье выстраивает свою линию поведения через демонстративность. В ходе разговора выяснилось, что данное поведение внука хоть и приносит эмоциональный дискомфорт, но очень импонирует бабушке, поскольку является ее зеркальным отражением. Центральный сюжет на рисунке, а значит и актуальный для бабушки - контролирующее поведение над «демонстративным» внуком. Сюжет второго порядка- доказательство несостоятельности материнской роли дочери, которое является компенсирующим чувство собственной несостоятельности материнской роли в прошлом бабушки. И, конечно, контролирующая позиция старшего сына.
В идеале, для целостности «картины мира» данной семьи, нужна картина старшего брата клиентки, но он напрочь отказался от встречи. В ходе работы, очень быстро, выяснилось, что контролирующая, директивная линия поведения старшего брата клиентки по отношению к ее сыну, ничто иное, как манипуляция со стороны самой клиентки и ее мамы. Стратегии, линия поведения двух женщин в отношении ребенка часто бывают расхожими и приводящими их в тупик. В этот момент они «взывают» к дяде как к мужскому началу, третейскому судье и, по большей части, к наказывающей инстанции. Важно учитывать тот факт, что ранее ребенок пережил еще одну психологическую травму от «мужского мира» в лице своего отца, который, по словам его мамы, «бросил их».
В дальнейшей работе с клиенткой был выстроен план индивидуальной работы:
Напомню, цель моей статьи- показать, как знакомство с «картой мира» только клиента, может «увести» специалиста в иллюзорный мир, «запутать» в бессознательных процессах сопротивления. Польза от использования данной проективной методики, помимо диагностического характера, носит и терапевтический, например, когда родители видят каким «животным» их воспринимают дети, когда супруги видят «расхожесть их жизни» в том, что один шурале (мифическое существо, убивающее людей щекоткой), а другой черепахой с головой козы, выменем коровы. опубликовано econet.ru
Автор: Татьяна Хазиева
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий