Какова природа глупости? Какую угрозу она представляет для общества? И самое главное, каких ошибок разума...
Какова природа глупости? Какую угрозу она представляет для общества? И самое главное, каких ошибок разума следует избегать, чтобы не прослыть глупцом?
На эти и другие вопросы отвечает испанский писатель, философ и психолог Хосе Антонио Марина в своей книге «Поверженный разум. Теория и практика глупости».
Изучение теории разума невозможно без обращения к обратной стороне явления — теории глупости. Марина называет глупость чрезвычайно заразной болезнью нашего времени, которая должна быть изучена не менее тщательно, чем СПИД. Если бы теорию глупости преподавали в школах и университетах, это принесло бы огромную общественную пользу и позволило избежать глобальных мировых катастроф. Но вот уже сотни лет человечество наступает на одни и те же грабли, из раза в раз повторяя ошибки своих предшественников.
В классическом понимании разум определяется как способность мозга эффективно использовать усвоенную информацию для решения новых задач. Но подчас он не справляется с этой функцией и выбирает неверный путь. В таких случаях идет речь об ошибках разума (такой эвфемизм выбирает Марина для слова "глупость"), классификации которых и посвящена книга философа.
Зачастую мыслить рационально нам мешает слепая убеждённость в самых невероятных утверждениях. Все может начинаться с банальных заблуждений бытового характера и приобретать впоследствии разнообразные критичные формы. Конечно, речь идёт не о патологиях, это всё-таки область исследования психиатрии. Но, тем не менее, когда в работу мозга вмешиваются когнитивные ошибки, и у больного, и у здорового включается схожий механизм отрицания. Никакие рациональные доказательства не могут убедить человека в его неправоте.
В нормальном состоянии приходить к логичным, взвешенным выводам нам мешают суеверия, догматизм и фанатизм.
Люди склонны интерпретировать события так, как им диктуют их предубеждения:
Однако предубеждения владеют умами даже в тех социальных сферах, где, казалось бы, это недопустимо.
В 1982 году психологи Питерс и Чечи провели скандальный эксперимент: они отобрали 12 статей ведущих американских исследователей психологии, опубликованных в научных журналах. А потом, изменив имена ученых и названия университетов, в которых они работают, отправили те же тексты в те же самые издания. В результате только три статьи были приняты к рассмотрению. Редакторы остальных девяти журналов сообщили, что «статьи не обладают достаточными достоинствами, необходимыми для публикации».
Близки к предубеждениям и суеверия — многие поддаются влиянию этих мёртвых недоказуемых верований просто потому, что «так принято». Догматизм неуязвим к критике, а фанатизм объединяет в себе все перечисленные когнитивные ошибки, добавляя к ним крайне опасные элементы: «претензию на владение абсолютной истиной и призыв к действию».
О том, как умный человек может глупо использовать свой разум
Эта история потрясла юридическое сообщество Соединённых Штатов. Сол Уочтер, верховный судья штата Нью-Йорк и председатель апелляционной комиссии, весьма уважаемый коллегами за разумность своих решений по вопросам, связанным со свободой слова, гражданскими правами или случаями эвтаназии, был признан виновным в тяжком преступлении и заключен в федеральную тюрьму.
А оказался он там вот почему. Любовница покинула его, и судья Уочтер в течение тринадцати месяцев атаковал женщину бранными письмами и телефонными звонками, в которых непристойные оскорбления перемежались угрозами похитить её дочь. Мы сталкиваемся с примером жизненного парадокса: умный человек перечеркивает всю свою достойную жизнь совершенно нелепым поведением.
Разум является удачной комбинацией знаний и эмоций. Этот тезис возвращает нас к понятию эмоционального интеллекта, получившего широкое распространение в 90-х годах XX века. По сути, Марина пользуется схожими критериями для оценки эмоционального разума. «Человек разумный» разбирается в природе собственных чувств, умеет их контролировать, способен к самомотивации, понимает чувства других и выстраивает с этими другими благоприятные отношения.
Но когда мы избираем деструктивный аффективный стиль поведения, наш разум терпит очередное поражение. Мы оказываемся неспособны адекватно оценить реальность, светлое будущее кажется нам недостижимым, а настоящее — тяжким и гнетущим.
Любой человек, испытывавший любовную привязанность, понимает, как сложно бывает подчинить эмоции разуму.
То же самое относится и к таким эмоциональным проявлениям, как ярость, гнев, обида, зависть, ревность, ненависть.
Интересно другое — насколько сильным оказывается разрушительный потенциал такого, казалось бы, безобидного явления, как скука: «Специалисты знают, что неспособность освободиться от неё или терпеть её чаще всего и приводит к употреблению наркотиков. Судя по всему, именно скука — виновница большей части перестрелок, случающихся в США; она же является причиной бесчинства болельщиков или уличного вандализма и других опасных деяний».
Удивительно то, что мы сами вырабатываем эти негативные установки и делаем их частью нашего повседневного мышления, разум усваивает это и формирует привычку. Проще говоря, мы сами осложняем себе жизнь. В то время как способность наслаждаться жизнью — главный критерий разумности, считает Марина.
О глупых обществах
Испания начала XIX века кричала «Да здравствуют цепи!», французское общество аплодировало неистовой алчности и безумным завоевательским планам Наполеона, немецкое общество восторгалось Гитлером и позволило заразить себя его безумием. Передовое индустриальное общество, создающее экономику, которая непоправимо губит природу, <…> или глобализация, которая увеличивает пропасть между богатыми и бедными странами, — всё это примеры заблуждений коллективного разума.
Здесь существуют две группы:
В первом случае речь идет о неспособности к самоанализу и рефлексии, и тогда человек живет под давлением невыраженных эмоций, природа которых ему неясна. Неспособность познать себя имеет и другую крайность, когда в психические процессы включается избыточный анализ, и бесконечное повторение одних и тех же истин блокирует нормальную работу разума.
Успешная коммуникация с другими людьми также осложняется несколькими факторами: мы можем неправильно интерпретировать слова собеседника или, поддавшись «речевому автоматизму», увести разговор совсем в ненужное русло. На наше восприятие речи другого могут влиять и гендерные стереотипы (коммуникация мужчин и женщин — вообще отдельный феномен). Но самой главным промахом разума в этом блоке ошибок я бы назвала умалчивание. Знаете те семейные пары, которые живут вместе, но годами не разговаривают друг с другом? Счастливыми их точно не назовёшь.
О том, что разумные мысли становятся глупыми, когда озвучиваются в глупых обстоятельствах
Некоторое время назад в одной немецкой газете было напечатано жалобное письмо некоего инженера, который разрабатывал печи крематориев для нацистских лагерей смерти. Он жаловался на то, что никто так и не оценил техническое качество его разработок. Ведь уничтожить быстро и эффективно миллион или несколько миллионов человеческих тел не так уж легко. Процесс уничтожения человеческих останков должен был быть непрерывным, быстрым и дешевым. Как вам нравятся претензии немецкого инженера?
Разум терпит неудачи и в тех случаях, когда мы проявляем слабость характера и неспособность прилагать усилия в достижении целей.
Марина не оставляет нам возможности наслаждаться подобными проявлениями характера и объединяет их в ещё одну группу ошибок разума. Здесь же и наши зависимости, слабая мотивация, невосприимчивость к поиску новых решений и другие человеческие слабости, связанные с недостатком воли.
«Поверженный разум» не претендует на звание уникального научного исследования — все описываемые автором феномены мышления давно известны в мире психологии и когнитивистики. Однако то, что делает книгу интересной для массового читателя — это те абсурдные, невероятные, причудливые примеры, которые Марина включает в текст для иллюстрации проявлений человеческой глупости на протяжении всей нашей истории. опубликовано econet.ru
Автор: Сюзанна Кузнеченко
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий