Культура общечеловеческая предполагает обязательное уважение к другим. Но зачем оно, когда хочется показать, что ты социальным рангом выше собеседника, умней его и вообще лучше?
Фамильярность определяют просто: неуместная развязность, отсутствие тактичности и несоблюдение этикета.
А почему люди фамильярничают? Есть такие мнения о причинах:
1. Чтобы «возвыситься» перед другим.
2. Для унижения других, считая себя лучше их.
3. Для подавления хорошего настроения у собеседника.
4. Из-за невоспитанности.
5. В целях психологической защиты.
6. Ролевая игра при психиатрических болезнях.
7. Способ преодоления комплексов.
Какой из этих пунктов наиболее важный? Можно по каждому написать отдельную статью с подробным разбором. Но можно объединить их все в одном: фамильярность – это проявление бескультурия, и от неё лишь шаг до хамства.
Культура общечеловеческая предполагает обязательное уважение к другим. Но зачем оно, когда хочется показать, что ты социальным рангом выше собеседника, умней его и вообще лучше?
Часто проявляют фамильярность начальники всякого рода. Простым способом: вам начинают «тыкать» в ситуации, когда вы не можете ответить им так же и ведёте диалог на «Вы».
Впрочем, иной начальник будет с вами формально и на «вы», но всем видом продемонстрирует, что вы для него всё равно «ты», и в диалоге уважаемый «Вы» – только он.
В России далеко не всякий начальник ведёт себя тактично – таких вспоминаешь с почтением. Руководители в отношении подчинённых часто фамильярны. Это традиция нашей «деловой культуры», вернее бескультурья.
Всем известно устоявшееся правило: «ты начальник – я дурак; я начальник – ты дурак». Идёт это от времён «Ревизора» Гоголя и древнего правила «Чин чина почитай, а меньшой садись на край!». Чиновник ко всем, кто ниже чином, мог позволить фамильярность.
Ну, а при «диктатуре пролетариата» бескультурных начальников стало громадное множество, орать на подчинённых стало нормой («а чё такого-то?!»). Сложилась особая «административно-командная система», в которой начальник всегда прав. Даже если он неправ абсолютно.
И так было и в развитом социалистическом обществе при КПСС, когда были провозглашены коммунистические ценности равенства и товарищества.
Но товарищи начальники, те, что были выше по должности, не хотели быть товарищами простым людям. А про равенство отлично написал Оруэлл: «Все равны, но некоторые равнее других».
Как ни странно, дух бестактности в СССР исходил нередко как раз от коммунистического начальства, причём от тех, кто поднялся «из грязи в князи». И фамильярность в общении с подчинёнными по сути становилась «нормой жизни».
Ну, а прочий люд брал дурной пример – зачем себя связывать тактичностью, когда в поведении можно позволить развязываться с теми, кто на бестактность из-за своей культурности не ответит бестактностью.
После отказа от «Морального кодекса строителя коммунизма» большими начальниками остались по сути те же самые люди. Они быстро и сказочно обогатились и стали считать, что оснований для фамильярности у них теперь ещё больше.
Нувориши возвысились намного выше рангом в общественной иерархии – ибо у них стало ещё и неизмеримо больше денег, что в их понимании (и общество как ни странно по сути не возражает) означает: они лучше простых смертных во всех отношениях, а потому могут позволять себе многое. И высокомерие тоже, не говоря уж про фамильярность. А кому не нравится – «Ишь ты! Подумаешь, какой культурный умник нашёлся, а сам и денег-то не может заработать».
Фамильярность сама по себе, может, и не так неприятна была бы, если б она «автоматом» не тянула за собой и все остальные проявления бестактности.
С фамильярности – чрезмерной непринуждённости в общении – начинается, а потом фамильярничающий начинает всё более «развязываться», проявляя неуважение к другому. А уж за неуважением может идти всякое, ибо с тем, кого не уважаешь, можно делать что угодно.
Плохо то, что на тактичность и этикет в нашем обществе мало обращают внимания. Зачастую они соблюдаются лишь формально. И не стали безусловной социальной нормой.
Что же делать, если в обществе фамильярность руководства в общении с подчинённым не считается «грехом» бескультурия?
Большинство смиренно: «Что ж поделаешь, плетью обуха не перешибёшь».
Конечно, уважающий себе человек может потребовать от хамоватого начальника уважительного к себе отношения, но только боком это может выйти – фамильярность часто ходит в паре со злопамятностью, найдёт начальник способ отомстить.
Тут как в поговорке «На каждый чих не наздравствуешься» – на каждое проявление фамильярности не осадишь фамильярствующего.
«В спёртом воздухе при всём желании не надышишься» – надо очищать всю нравственную сферу общественной жизни. Нужно заботиться о повышении культуры всего общества.
Увы, после отказа от «социалистической культуры» мы вообще забыли про этику. В нашем обществе восторжествовал, как и предупреждал давно писатель Мережковский, «грядущий на царство мещанин, Грядущий Хам».
Литератор думал, что Хама может победить лишь «Грядущий Христос», то есть культура христианская. Но, как показал XX век с его двумя страшнейшими войнами, Бог не помогает людям, если люди не хотят помогать себе сами.
Мир не становится культурней и лучше, если люди ограничиваются только личной культурой, но не заботятся о повышении культуры общества.
Замечательный мыслитель и психолог Абрахам Маслоу нам завещал: перед человечеством стоят остро две главнейшие проблемы – создания Хорошего Человека и Хорошего Общества.
Пока мировая мысль не подхватила эту идею. Она кажется идеалистичной, а потому нереальной. Маслоу понимал это и писал: «Иначе мы будем сметены с лица земли или будем жить в напряжении и тревоге».
Вот и живут порядочные люди в напряжении, тревоге и стрессах, отчего возникают всякие болезни. А вот фамильярничающим с ними хамам живётся самодовольно. Может быть, пришло время перемен? опубликовано econet.ru
Авторы: Владимир Поляков, Наталья Рассказова
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий