Подпишись

Откажитесь от риторических вопросов

Экология жизни. Дети: Женщины особенно часто используют риторические вопросы, чтобы побудить детей к послушанию. Когда мать хочет, чтобы ребенок прибрал в комнате, то вместо того, чтобы просто сказать: «Не уберешь ли ты в комнате?» — она задает риторический вопрос с некоторым оттенком обвинения и осуждения — «Почему в комнате такой беспорядок?».

ОТКАЖИТЕСЬ ОТ РИТОРИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ 

Женщины особенно часто используют риторические вопросы, чтобы побудить детей к послушанию. Когда мать хочет, чтобы ребенок прибрал в комнате, то вместо того, чтобы просто сказать: «Не уберешь ли ты в комнате?» — она задает риторический вопрос с некоторым оттенком обвинения и осуждения — «Почему в комнате такой беспорядок?».

Откажитесь от риторических вопросов

Давайте рассмотрим несколько примеров: 

Риторический вопрос: Почему в комнате такой беспорядок? 
Возможное скрытое послание: Тебе следовало бы прибрать в комнате. Ты плохой. Ты — лентяй. Ты меня не слушаешься и т. д. 

Риторический вопрос: Когда ты наконец повзрослеешь? 
Возможное скрытое послание: Ты ведешь себя как маленький. Мне за тебя стыдно. Ты — великовозрастный младенец. Пора бы вести себя иначе. 

Риторический вопрос: Почему ты бьешь братика? 
Возможное скрытое послание: Ты плохой. Ты — бестолочь. У тебя нет никаких причин так обращаться с братом. 

Риторический вопрос: С тобой все в порядке? 
Возможное скрытое послание: С тобой что то не так. Ты странно себя ведешь. Без веской причины такое поведение непозволительно… это плохо. 

Риторический вопрос: Как ты мог забыть сделать это? 
Возможное скрытое послание: Ты либо дурак, либо чурбан бесчувственный. Ты —моя головная боль. На тебя ни в чем нельзя положиться. 

Риторический вопрос: Вы там всё еще болтаете? 
Возможное скрытое послание: Вы уже должны спать. Плохие дети. Говоришь, говоришь — все как горох об стену. 

Отказавшись от риторических вопросов, предваряющих просьбу, родители увеличивают шансы добиться от ребенка сотрудничества. Иначе дети просто перестают слушать. Риторические вопросы — неэффективный прием в общении. Кроме того, что эти вопросы не действуют на ребенка, они не позволяют родителям осознать свою ответственность за негативные послания, содержащиеся в их словах. А если мы не осознаем негативные послания, которые вкладываем в речь, то потом не можем понять, почему дети уклоняются от сотрудничества с нами. 

Откажитесь от риторических вопросов

ГОВОРИТЕ ПРЯМО 

Один из важнейших навыков, которые нужно приобрести матерям, — научиться высказываться прямо, особенно при общении с мальчиками. Женщины часто выражают свое недовольство, не высказывая просьбы прямо. Это все равно что ловить рыбу в пустыне. Они оставляют себе очень мало шансов получить желаемую реакцию. Вот некоторые примеры непрямых высказываний: 

Негативное высказывание: Дети, вы слишком шумите. 
Подразумеваемое приказание: Ведите себя тише. 

Негативное высказывание: В твоей комнате опять беспорядок. 
Подразумеваемое приказание: Наведи порядок в комнате. 

Негативное высказывание: Мне не нравится, как ты относишься к сестре. 
Подразумеваемое приказание: Будь добр, не относись к ней так. 

Негативное высказывание: Не годится бить брата. 
Подразумеваемое приказание: Не бей брата. 

Негативное высказывание: Ты снова меня перебиваешь. 
Подразумеваемое приказание: Не перебивай меня. 

Негативное высказывание: Ты не должен так со мной разговаривать. 
Подразумеваемое приказание: Не разговаривай со мной так. 

Негативное высказывание: У тебя шнурки развязаны. 
Подразумеваемое приказание: Завяжи шнурки. 

Негативное высказывание: Ты в прошлый раз опоздал. 
Подразумеваемое приказание: Будь пунктуальнее. 

В каждом из примеров родитель пытается побудить ребенка к тем или иным действиям, обратив его внимание на проблему, но ни о чем при этом не просит. Часто ребенок даже не осознает стоящую за такими словами просьбу и только бессмысленно смотрит в пространство перед собой. Чтобы получить непосредственную реакцию, нужно прямо высказать просьбу, без негативных выражений. Обращая внимание на проступки и промахи ребенка, вы не добьетесь от него сотрудничества. Давайте теперь рассмотрим, как можно переформулировать эти негативные высказывания в эффективную просьбу. 

ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ОБЪЯСНЕНИЙ 

Не нужно говорить: «Не почистишь ли ты зубы? Уже пора идти спать: завтра тебе предстоит трудный день». Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?» Объяснения оставьте при себе. Сопротивляясь воле родителей, дети чаще всего оспаривают обоснования. Если же вы не даете обоснований, то у ребенка остается меньше поводов спорить. 

Нередко мужчинам приходится сталкиваться с многословными просьбами со стороны женщины. Женщины обычно дают пространные обоснования, почему мужчина должен сделать то то и то то, тогда как он предпочел бы, чтобы просьба была высказана кратко. Чем больше женщина говорит о причинах, почему он должен что то сделать, тем большее сопротивление в нем зреет. То же самое относится и к ребенку: чем короче вы сформулируете просьбу, тем охотнее он будет с вами сотрудничать. 

Если вы хотите, чтобы малыш понял, почему ему следует отправляться в кровать, объясните ему это позже, после того как он выполнит вашу просьбу. Когда ребенок будет лежать под одеялом, можете сказать ему: «Я так довольна тобой. Ты очень хорошо почистил зубки. Теперь ты успеешь хорошенько выспаться, и завтра будешь свежим, как огурчик. Завтра у нас с тобой много дел, а крепкий сон придаст тебе сил». После того как ребенок что то сделал хорошо, он гораздо восприимчивее к небольшой беседе. 

Большинство родителей проводят беседы именно для того, чтобы побудить ребенка к послушанию, когда тот сопротивляется, или после того, как он сделает что то плохое или совершит ошибку. Такой подход только усугубляет чувство вины или недовольства собой и в конечном счете отбивает у ребенка естественное стремление к сотрудничеству.

Пока ребенок совсем мал, может казаться, что такая стратегия работает, но в период полового созревания в нем проснется бунтарский дух, — и чем больше ребенок подчинялся вашей воле, стараясь быть хорошим и послушным, тем больше он станет бунтовать в подростковом возрасте. Для того чтобы добиться сотрудничества, очень важно отказаться от объяснений. 
 

Вот некоторые примеры типичных ошибок, допускаемых родителями, и альтернативный способ сформулировать свою просьбу: 

Объяснение: Ты сегодня слишком много смотрел телевизор, и теперь пора его выключить. Я хочу, чтобы ты уделил время другим занятиям. 
Альтернативная формулировка: Будь добр, выключи, пожалуйста, телевизор и займись чем нибудь другим. 

Объяснение: Всякий раз, когда пора идти в школу, ты не можешь отыскать свои туфли. Мне бы хотелось, чтобы ты всегда ставил их в одно место. 
Альтернативная формулировка: Ставь, пожалуйста, свои туфли в определенное место, где ты всегда сможешь их найти. 

Объяснение: Мне постоянно приходится убирать за тобой. Я хочу, чтобы ты немедленно разложил весь этот хлам по местам. 
Альтернативная формулировка:
Не положишь ли ты все эти вещи на место? 

Объяснение: Я сегодня очень устала. Нет никаких сил заниматься уборкой. Мне бы хотелось, чтобы сегодня посуду помыл ты. 
Альтернативная формулировка: Не помоешь ли ты сегодня посуду? Ты бы меня этим очень обрадовал 


Откажитесь от риторических вопросов

ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ЛЕКЦИЙ 

Детям и подросткам нужно читать лекции только тогда, когда они об этом просят. Многие родители жалуются, что их дети не разговаривают с ними. Главная причина в том, что такие родители дают слишком много советов и читают слишком много лекций. Особенно сильное неприятие лекций возникает у ребенка в том случае, если отец или мать использует их для того, чтобы побудить его к каким либо действиям или объяснить, почему он не прав.

Это Вам будет интересно: 

6 золотых правил для воспитания лентяя

Бумеранг: пройдет несколько лет, и эти слова вернутся к тебе...

В этих случаях лекции не только бесполезны, но приводят к противоположным результатам. Вот пример такой лекции:«Братишка не хотел тебя ударить. Просто вы играли, и он случайно налетел на тебя. Чтобы уладить недоразумение, следует пользоваться словами, а не кулаками. Ударив его, ты только усугубил проблему. Вот если бы старшеклассник в школе тебя стукнул, хорошо бы это было?

Точно так же нехорошо поступаешь и ты, когда бьешь братика. Вместо того чтобы драться, поговори с ним. Тебе бы следовало не кулаки в ход пускать, а сказать ему: „Мне не нравится, когда ты бьешь меня, прекрати, пожалуйста“.опубликовано econet.ru

Из книги "Дети с небес" Грей Джон

Источник: https://econet.kz/

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
, чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий

    Осознание и знание того, что на Земле еще есть человек, с которым у тебя есть взаимопонимание, даже несмотря на разную форму обрамления мыслей, способно превратить жизнь на Земле в Рай. Иоганн Вольфганг Гете
    Что-то интересное