Экология потребления. Люди: Старость не является постепенным процессом упадка, как мы привыкли думать, но является событием, которое происходит мгновенно, подобно крушению самолета
Пластичность таким образом связана с возможностью быть измененным, не будучи подверженным разрушению; ею можно охарактеризовать целую стратегию изменения, которая ищет способ, которым можно избежать угрозы разрушения.
Второе определение, данное Фрейдом пластичности, касается витальности либидо. Пластичность либидо связана с его мобильностью (Bewegtheit), другими словами, его способностью изменять свой объект, не оставаться неизменным, способностью изменять свои инвестиции. Сексуальная и любовная энергия инвестируются в объект, но не обязывают субъект всегда держаться одного объекта; субъект должен сохранять определенную степень гибкости, эластичности для того, чтобы уметь привязываться к другому объекту, другими словами, чтобы оставаться свободным.
Эффективность аналитического лечения зависит в первую очередь от либидинальной пластичности. Пациент должен уметь развиваться, отказываться от предыдущих инвестиций, устанавливать новые связи на их месте, желать по-другому. Пластичность либидо позволяет пациенту перестать быть заложником неизменной душевной структуры, которая обычно оказывается парализующей и болезненной.
Тем не менее Фрейд характеризует старение именно как утрату, или же заметное сокращение пластичности либидо, поскольку сексуальные инвестиции ослабевают. В «Случае Человека-Волка» он утверждает: «О них нам известна только одна вещь, и это то, что мобильность психического катексиса — качество, которое показывает признаки спада с приходом старости». С течением времени, в результате ослабления эроса, пациент более не может начинать анализ. Лечение психических проблем пожилых людей в таком случае было бы заранее обреченным на неудачу.
Сегодня вердикт не столь безнадежный, и возможность позднего лечения, безусловно, признается и применяется. В «Возрасте и принципе удовольствия» ле Гуэ возвращается к фрейдовой двойной формулировке понятия пластичности, а именно неразрушимости психической жизни и стойкости либидинальных инвестиций. Он показывает, что стареющий субъект старается компенсировать естественное ослабление либидинальных инвестиций, бессознательно делая акцент на психической жизни, которая отмечена возвращением инфантильных психических форм. Предположительно, пожилой человек возвращается к солипсизму и эготизму ребенка. Либидинальному ослаблению сопутствует усиление частичных прегенитальных инстинктов и нарциссического изъятия.
Ференци тоже заметил это, когда писал:
«…пожилые люди уподобляются детям, становятся нарциссическими, утрачивая многие семейные и социальные интересы, им не хватает большой части их способностей к сублимации… Их либидо регрессирует до прегенитальных стадий развития».
Ле Гуэ не принимает точку зрения о старении как событии или мгновенном старении. Он пишет:
«Установить точную дату, когда начинается психическое старение, представляется невозможным, так как оно не является событием, как рождение, но, скорее, представляет собой медленный, постепенный процесс, напоминающий процесс роста, и он в некоторой степени его прямая противоположность. Тем не менее его психическое начало может быть установлено, так как старение начинается в тот момент, когда иллюзия бессмертия сталкивается с ограничениями либидо, прежде забытыми, когда иллюзия нарушается признаками продолжительного ослабления — будь то утрата соблазнительности женщиной или же уменьшение энергии у мужчины, — ослабления, приводящего ко многими аффективным, телесным, профессиональным и социальным последствиям».
Ле Гуэ признает существование «психического начала» старения, но это начало ничем не обусловлено, неточно и является следствием естественного упадка жизни, а не случайных действий, которые могли бы стать контрапунктом подъему.
Это очень конвенциональное, классическое определение старения — которое отмеряет его лишь на основе утраты сексуальной силы («феминности» или «мужественности»), утраты, которая одновременно физическая и психическая, генитальная и психологическая, — утверждает, что упадок должен быть прожит непрерывно, как медленный спуск, без каких-либо внезапных событий или разрывов, без изменений, как если бы конатус вдруг неожиданно стал немым. Нарциссическая сверхкомпенсация в итоге заменит генитальный упадок: старые люди любят себя, потому что они больше не могут любить.
Мгновенность старения связана с исчезновением детства и невозможностью найти укрытие в прошлом.
Избавить пожилого человека от его или ее проблем, таким образом, подразумевает поиск новых путей для сублимации, преобразование депрессивной позиции или же настройку баланса либидинального равновесия. Согласно этой схеме, пластичность отсылает именно к неразрушимому, к тому, что может быть повреждено или подвержено разрушению, но что никогда до конца не исчезает. Исцелить неизбежно означает получить поддержку тем или иным образом — через этот остаток, через обрывки детства.
Но можем ли бы быть уверены, что психическая жизнь сопротивляется разрушению, как это утверждает Фрейд? Уверены ли мы, что есть нечто неразрушимое в психике? Уверены ли мы, что детство всегда выживает? Является ли утверждение «сущность психического заболевания состоит в возврате к более ранним состояниям аффективной жизни и функции» всегда истинным? То, что я назвала здесь «мгновенностью старения», возможностью «внезапного» изменения, подрывает и нарушает традиционные определения старости как пластичности. Мгновенность старения оказывается неожиданным событием, связанным с постоянным исчезновением нашего детства и таким образом невозможностью найти укрытие в прошлом, невозможностью регресса.
С точки зрения нейробиологии, преклонный возраст характеризуется мозговой реорганизацией, она подразумевает превращение и изменение идентичности. Как утверждает Джозеф Леду, «когда соединения нейронов изменяются, может также измениться и личность». Превращения, которые за этим следуют, вызывают глубинную перестройку образа «Я», которая приводит субъекта к новому жизненному приключению, от которого нет защиты и которое нельзя компенсировать.
Как мы видим, болезнь нельзя рассматривать как элемент, позволяющий нам отличить становление-старым от мгновенности старости, между постепенной и случайной концепциями старения. Делая обобщения на основе уроков, полученных нейробиологами из изучения повреждений мозга, я бы осмелилась сказать, что само старение может быть понято как повреждение. В конце концов может быть, для каждого из нас старение начинается неожиданно, за долю секунды, подобно травме, и таким образом, без предупреждения преобразует нас в неизвестного нам субъекта. Субъекта, у которого больше нет детства и чья судьба — прожить блеклое будущее.
Когда субъекты, страдающие старческим слабоумием, начинают с нами говорить и вспоминать эпизоды из прошлого, можно ли сказать, что они делают это для того, чтобы освободиться от вытесненного — в каком случае их слова будут разоблачительными? Или же если они говорят что-то совершенно другое, что находится в полном разрыве с той личностью, которой они являлись — таким образом конструируют своего рода фальшивую историю, обман?
Концепция случайного старения призывает нас обратиться к другому подходу в лечении, нежели тот, что практикуется в психоанализе. Она требует нас слушать, лечить пожилых субъектов так же, как это делают после взрывов службы спасения — разговаривать и исцелять пожилых субъектов, как если бы они оказались жертвами травмы.
Как верно замечает ле Гуэ, безусловно,
«…существует психопатология, которая подходит индивиду, согласно его или ее прошлой личности, согласно его или ее способности или неспособности пережить опыт столкновения со странностью, инаковостью, который причиняет человеку мозговая травма».
Два типа старения — прогрессивное и мгновенное — всегда переплетены, и одно подразумевает другое, и я не сомневаюсь, что кто-нибудь возразит, что некоторые элементы разрушенной идентичности всегда останутся, что часть структуры личности сохранится без изменений. Но даже если это так, как много людей покидают нас и покидают самих себя до того, как исчезнуть полностью?опубликовано econet.ru
Отрывок из книги Катрин Малабу «Онтология случайного: эссе о деструктивной пластичности»
Добавить комментарий