Экология потребления. Психология: Краткий экскурс в применение сказкотерапии к психологическому анализу и целостному развитию...
Краткий экскурс в применение сказкотерапии к психологическому анализу и целостному развитию.
Я очень люблю сказки, — сказки в широком понимании, когда сказка — это любой сюжет, история, не ограниченная рамками реальности консенсуса. То есть сказка это такое место, где переплетаются рацио и иррационализм, мистика и житейская мудрость, отношения с самим собой и с другими людьми.
Сказкотерапия — метод не только практической психологии, поэтому я предлагаю интегральную модель, которая обосновывает работу сказок и терапию сразу на многих уровнях, и при этом — не только для анализа, но и для развития и трансформации, когда цель не только излечить путём осознавания или изменения, но и увидеть, как и куда двигаться дальше.
Если принять за базовое такое распространённое определение психологических проблем, что проблема — это внутренний конфликт двух или более частей, и при этом как минимум одна из них находится на неосознаваемом, бессознательном уровне, то существует, по большому счёту, всего два способа решения любой психологической проблемы: мы либо опускаем сознание в бессознательное, либо поднимаем часть бессознательного в сознание.
Например, подход Фрейда — путём вспоминания в течении долгого времени поднимать бессознательное в сознание. Когнитивный подход — найти бессознательные негативные установки и осознав, изменить их. Подход Станислава Грофа — использовать ИСС (измененные состояния сознания) для появления перед взором сознания сразу большого количества бессознательного и символического материала. В этом случае считается, что осознавание несёт целительный эффект.
В другом же случае, например, когда происходят ритуалы в магическом театре Владислава Лебедько, когда идёт работа с переживанием в процессуальном и гештальт-подходе, телесно-ориентированной терапии — то уже само сознание спускается на уровень бессознательного, там что-то происходит, и проблема решается. При этом возможно, что осознавание так и не происходит — сознание не распаковывает слои бессознательных смыслов и символические ряды, а просто меняет гомеостат психической системы, восстанавливает баланс, целостность.
Сказкотерапия работает одновременно и в первом и во втором вариантах, то есть возможен как анализ рассказываемой человеком истории, так и конструирование на её основе терапевтических ритуалов. Прелесть сказок, во-первых, в том, что они обладает сюжетом, структурой, в отличии от снов или свободных ассоциаций, а во-вторых — не имеют персонажей. Это значит, как показали известные фольклористы Владимир Пропп в «Морфологии волшебной сказки» и Джон Рональд Руэл Толкин в работе «О волшебной сказке», классификация сказок, особенно сопоставление мифологических персонажей различных этносов, практически невозможна, если не отказаться от персонажей и не ввести функции. Иначе мы получим десятки тысяч персонажей и классификация станет бесполезной.
А можно поступить иначе, и сказать, что в сказке есть определённые функции. Например, похищение принцессы, отправление за счастьем, смерть родной матери: во всех этих событиях разные персонажи подталкивают героя к одному действию — началу путешествия, выталкивают его из зоны комфорта, к поиску своих пределов.
В сказкотерапии сказка рассматривается как динамическая карта психического пространства, где все персонажи — части личности рассказчика. В сказках есть герой в обоих значениях: и в драматургическом — то есть протагонист, и в мифологическом — то есть тот, кто совершает подвиг. Совершение подвига, символически — это инициация, поход за силой, за ресурсом, за животным-тотемом. А существование героя-протагониста означает, что сказка показывает определённый сюжет, происходящий в жизни человека, и люди в этом сюжете могут меняться, как и персонажи в различных сказках, а сам сюжет будет повторяться. Это коррелирует с понятием сценария и работами по транзактному анализу Эрика Берна, психодрамой и системными расстановками.
Кроме психологического смысла, сказка имеет эффект транслятора. Через сказки (а сейчас , и мультфильмы) дети впитывают социокультурные коды, основы этики и собирают многие основополагающие личностные структуры. По изменениям, происходящим со сказками, можно увидеть изменения социального и культурного секторов. Сравните сказки, которые читал в книгах советский человек, аутентичные сказки и мифы австралийских аборигенов, и мультфильмы Уолта Диснея.
Через сказочные образы проще добраться до тех линий и уровней развития, на которых произошло застревание в то время, когда соответствующие структуры формировались. Терапевтические сказки люди сочиняют сами. Рассказывая волшебную историю, человек может сообщить о себе очень многое. И сам осознать это.
Обычно человеку сложно добраться самостоятельно до многих важных вещей, рефлексируя. Для этого и нужен Другой в психотерапии. Это происходит потому, что места, в которых человеку когда-то было больно, где произошло травмирующее переживание, обычно становятся словно невидимыми для собственного взгляда, обращённого внутрь.
Психика делает нечто очень похожее на тот рефлекс, который вырабатывается при прикосновении к горячей кастрюле, чтобы не испытать снова стресс и перенапряжение ресурсов. Если исходное переживание было очень сильным, то сознание просто не смотрит в ту сторону, как будто глаз ищущего и наблюдателя старательно разворачивают защитные силы. Что-то в глубинных слоях сознания очень борется за целостность, а вызвавшее травму переживание её нарушает.
Это можно сравнить с аутоиммунной реакцией. Ведь если когда-то «капсулирование» переживания было необходимо для защиты себя от разрушения, то сейчас вируса, угрожающего нам, уже нет, ситуация другая — а защита осталась, и осталась привычка не смотреть в это место.
А потом мы не смотрим не только в причину, а и в причину причины, создавая все большую площадь слепого пятна. В результате логический, когнитивный подход часто оказывается неприменимым к самому себе.
Сказка же, работая через символы, сразу выходит в переживание, к его центру, ведь если переживание актуальное и значимое (а в сказках, которые люди рассказывают про себя, всегда присутствует значимое переживание, ведь оно требует разрешения), оно будет выражено в символах. В других психологических школах такими символами могут быть ощущения в теле, сны, предчувствия.
В настоящее время такой аспект сказок как заложенные в них архетипические сюжеты активно используется в рекламе. Просто посмотрите с этой точки зрения на самые маркетингово успешные рекламные ролики, или рекламные легенды. В рамках психологии рекламы, изучение архетипических сюжетов и их влияния на зрителя, впервые начатое с мифов и сказок, позволяет создать такой продукт, который надолго останется в памяти, закрепит стойкую цепочку ассоциаций от успешного, героического архетипического сюжета к рекламируемому продукту. Но это уже тема для другой сказки.
Весь массив информации по анализу сказок выходит далеко за рамки этой статьи, но хочется познакомить читателя хотя бы с самым важным.
У сказки есть жанр. Жанра основных три — героика, трагедия, и похождения трикстера. Жанр это тот фон, из которого выделяется фигура сказки.
Представьте теперь, что человек рассказывает вам или пишет сказку. В ней всегда видно несколько слоев. Один из основателей сказкотерапии, доктор пихологии Дмитрий Соколов выделяет в анализе сказок следующие слои, или уровни анализа:
Я могу выделить также эмоциональный уровень, отдельно — и уровень трансперсональный, мистический. На этом уровне становится видно, что в этой истории и жизни работает не просто сценарий, но что-то иное, сформированное не неврозами и не интроектами. Многие из тех, кто попадают туда в сказке, рассказывают про осознание своего присутствия в «узоре судьбы», про чувство сопричастности и связи, значимости собственной жизни, своей миссии и пути.
На трансперсональном уровне становится видно, что в этой истории и жизни работает не просто сценарий, но что-то иное, сформированное не неврозами и не интроектами. Многие рассказывают про осознание своего присутствия в «узоре судьбы».
Отдельным пластом лежит в сказкотерапии внесение изменений, плетение ткани общей истории, во время которого другому с его неоконченной сказкой (а все сказки, которые рассказывают люди, неокончены) помогают прямо в ней найти решение, и сказочный выход приводит к выходу и в жизни. Очень часто подобное делал Милтон Эриксон в своих неповторимых сессиях.
И если выйти за границы психологии: сюжеты не меняются глобально и сразу, они делают это локально и в ритм с ходом времени. Это видно по изменению произведений искусства. Сравните современные хэппенинги и греческий театр. Очень многое изменилось. Но основные проблемы, важные как для отдельного человека, так и для общества, в принципе поменялись только количественно, возможно приняли немного другие формы. Но их качественная суть, пока, по крайней мере, поменялась лишь чуть-чуть. И появление соцсетей и биоинженерии здесь можем выступать как камень в реке, направляющий её течение, но никак не влияющий на свойства самой воды.
Однажды у меня возник такой образ архетипа как творец-драматург. То есть не демиург, творящий мир и его правила, а именно тот, кто пишет Сюжет эволюции как сюжет. Сюжет жизни как жизнь. И найти и услышать, что пишет этот архетип в вас, а возможно и взять авторство и написать свою жизнь — это очень интересная, сказочная и волшебная история.опубликовано econet.ru
Автор: Дмитрий Солан
Также интересно: Три лика Нарцисса. Не детские портреты личности в детских историях
Воспоминания детства: куда и почему уходят
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий