Индия... она улыбается и машет нам рукой. Мы такие разные и вместе с тем так похожи... Моя Индия, мой взгляд на эту страну.
Если бы мы не пытались никого менять, может быть, аборигены не стали бы есть Кука...
Йогу люблю, над индийскими фильмами рыдала, имена Баччан и Митхун знакомы. Это что, не достаточные основания в Индию хотеть? Вот так примерно я рассуждала, покупая путевку.
Летела на Катарских авиалиниях из Москвы через Доху. Вот она, Доха, и оставила первое впечатление от той поездки. Огромный стыковочный хаб-аэропорт, глядя на который, мне пришло в голову единственное сравнение, Вавилон. Вот индийская женщина, сидит на полу, под прилавком с конфетами, в «Дьюти фри» и кормит грудью малыша. А вот, два мужчины в белых длинных одеждах, с виду шейхи, рассматривают выставленные тут же авто. Вот казашки выбирают украшения, а вот группа людей одетых, как настоящие, киношные туристы из Индианы Джонса. Вавилон...
Ещё одна часть перелета и мы приземлились в Тривандаруме. Прилетели вечером. Уже темно. И прямо на трапе, вся одежда мгновенно прилипла к телу, горячий, влажный до потери сознания воздух, окружил плотной завесой. На выходе из аэропорта, гид набрасывал всем на шею гирлянду из живых цветов. Тяжелую, мокрую, источающую миллион незнакомых запахов. И ладно бы приятных. Был конец сентября - это чтобы сезон стал понятен. В трансферном автобусе, он по очереди подходил к каждому туристу и весело спрашивал: «Муви?» Я в недоумении, как впрочем и все остальные мои попутчики, переспросила: «Муви?» Он замотал одобрительно блестящей, будто маслом облитой головой и подтвердил: «Муви, муви». Мне сразу вспомнилась старая песня с этими «I like to move it, move it». Гид, приняв мою вежливость за интерес, плюхнулся на сидение, через проход. С увлечением, на нашем школьном английском, выговаривая каждую букву, без малейшего намёка на настоящий этот язык, начал рассказывать про кино. Про кино вообще, индийское кино, как он его, кино, любит, как любит кино его жена, его сын, его дочь, его мать, его сосед. А племянник соседа соседа, так тот вообще, в массовке снимался! «Кул! Куул!»- ткнул он меня в плечо. И я послушно закивала кружащейся головой и шеей, с тяжелой и сильно пахнущей гирляндой.
Поселились мы в бунгало, где все было экзотическим. Вот все - и сама хижина, с циновками на всех стенах и полумрак внутри. И допотопные электрические приборы и снующие вокруг них маленькие ящерицы. Я обессилено опустилась на кровать. Снились мне в ту ночь Зита и Гита.
Утро принесло с собой солнце, жару и завтрак. На завтрак было все, как обычно бывает в отелях и ещё вороны. Вот их было так много, что кроме них, ни о чем думать было невозможно. Вороны, там везде, странно, что у них нет такого бога- Ворона... или есть?...
Я надеялась, что словосочетание «священная корова», предполагает, что все эти коровы будут ухоженными и толстыми, я не знаю, откуда у меня в голове такая картинка вообще появилась. Но они были худющие и серые, самые несчастные коровы из тех, что я встречала. Так что «священные», обозначает... ну, просто священные.
Такого океана я не видела никогда. А да, до этого я его вообще не видела. Волны шли к берегу красивыми гребнями с белыми верхушками пены. И шли, как хотели - направление менялось каждые 50 метров. Как волосы на вихрастой голове, как попало. В некоторых местах, они буквально набрасывались, друг на друга, на берегу и откатывались обратно, без победителя и побежденного. Надо всем этим стояли пальмы и водная дымка. По пляжу сновали голые торсом, худые фигурки местных индусов. «Гашиш?»- первое, что мне предложил один из них. Я прямо растерялась. Лучше бы про кино, думаю, спросил. Он будто мысли мои прочитал и следующее слово было : «Муви?» Я нервно заржала в ответ, он, смущенный и расстроенный, пошел беседовать на эти, безусловно, интересные темы, с другими туристами.
Решила я купаться в бассейне. Изнутри он был непривычно выложен очень темно синей плиткой. Еле привыкла. Плывешь, по темной и многообещающей приключения воде. Вокруг тебя, с близлежащих пальм, на разные голоса, каркают вороны. Вот и скажи, что не экзотично.
Ночью и днем приходили насекомые. Много и разных. Как я ни старалась их избежать, увы. Вскоре я стала похожа на больную ветрянкой, у которой нет зеленки под рукой. Такая и поехала на аюрведический массаж.
Никаких подвохов я не ожидала. А зря. Меня отправили с тщедушной индийской женщиной, которая начала с того, что обошла вокруг меня несколько раз и восхищенно потрогала мою длинную косу. А потом очень быстро ее расплела. Она привела меня в маленький домик, без оконных рам, просто с круглыми отверстиями вместо окон. Там было душно, а пол устелен, кожаными матрасами, с потолка свисала растрепанная веревка на крюке. Камера пыток - ни дать, ни взять. Я с сомнением осмотрела помещение, но уже согласилась, куда же отступать, ладно, подавайте свою экзотику. Я разделась до купальника. Мне жестами велели лечь на пол. И щедрая индийская женщина вылила на меня море, море масла. Оно хорошо пахло, но его было чудовищно много.
Самое ужасное, что с литр масла она вылила мне на голову, прямо на мои длинные и густые волосы. Масло тоже было густым. Я лежала и забыв обо всем думала, как я эти волосы от масла отчищу. Массаж почти не помню. Помню только момент, когда она решила, что рук и масла недостаточно, тут ноги нужны. А какие у нее ноги? Правильно! В песке! И вот к маслу и рукам добавились ноги, и песок. Время вышло и я, радуясь, что уже все закончилось, побежала в душ. Ха-ха-ха! Масло и не думало отмываться, даже бутылкой шампуня. Я пробовала и пробовала, за мной столпилась толпа, тоже желающих избавиться от масла. Через какое то время, я вынуждена была прекратить тщетные попытки и признать свое поражение, в схватке Я против Масла, масло вышло победителем . Шампунь, гель для душа, мыло, все вокруг кончились. А вот масло на мне - нет. Вышла я оттуда. Мокрая, жирная от масла, искусанная местными насекомыми и с дополнительными царапинами, от массажа песком. В награду за то, что я выдержала испытания, мне за смешные реально деньги, продали торбу средств, для лечения всего. Ну, волос, головы, царапин там всяких, чего ещё маслом мажут.
Потом был и другой массаж, аюрведический. В деревянном корыте, в четыре руки и опять таки, с двумя литрами масла. Но этот был приятным.
Про Индийских слоников напишу. В этой стране, мне их было неимоверно жалко. Индусы их дергают за ушки заострёнными палками, чтоб слушались. Неудивительно, что в Индии каждый год, от нападения слонов гибнут люди.
Еда в Индии. Написала и вздрогнула. Господи, ну почему я Шантарам прочитала после, а не до этой поездки. Любой прием пищи - это квест. И начинать его нужно с огромной порции, как вы думаете чего? Да, просто риса. Вы им будете заедать все то, что у вас лежит на другой тарелке. Вся еда с таким количеством перца и специй, что даже любители острого умирали от изжоги. Вскоре я питалась только рисом, фруктами и булочками с маком. И очень жалела, что у меня маленькая аптечка с собой.
Много лет спустя, я завела попугая Жако, который горький перец готов лопать тоннами. Оказывается, горький перец помогает от глистов, микробов, болезней и ещё там от чего-то. Вот почему его так любят в Индии, без него никак.
Спиртное. Написала и вздрогнула три раза. Просто не пейте этого, никогда. Пиво – да, из банок. Местные напитки - нет, нет и ещё раз нет! Я думала, умру, даже завещание написала. Тоже касается и молока на завтрак - только из пакетов с понятными надписями.
Как-то утром, я спускалась по тропинке, с горки, к океану и мне повстречался старый рыбак. Он был невероятно худым, темная кожа обтягивала кости. На лице весело сверкали карие глаза и белозубая, идеальная для такого почтенного возраста, улыбка. Он окликнул меня и остановился. Я никуда не спешила и решила узнать, что он хочет. В таких случаях, обычно ждешь, что тебе станут что то продавать. Его английский, был точь-в-точь как мы в школе говорили, классе примерно в шестом. Он сразу спросил как дела, и услышав, что хорошо, просиял. Я невольно улыбнулась в ответ. Потом спросил, первый ли раз я в Индии, зачем приехала, что уже видела. После мы обсудили его огромную семью, какой сегодня был улов и куда, в какой ресторан, он вот прямо сейчас несет рыбу. Разумеется, долго говорили об индийском кино - ни один мой разговор в Индии без этого не обошелся. Через время мы болтали, как старые друзья... Расставаясь, я несколько раз останавливалась и оборачивалась, смотрела, как он махал мне на прощанье рукой...
Между жизнью в Украине и в Индии пропасть. По разным причинам. У нас снег и крепкие дома, у них пальмовые лачуги и вечное лето. У них любопытство и манера трогать все руками, в том числе и незнакомого тебя, это норма, а у нас это недопустимо. Я, по началу, удивлялась искреннему желанию индусов узнать как можно больше о моей жизни. Потом сама стала в ответ расспрашивать людей, внимательно смотреть по сторонам и вникать во все подробности окружающего, не знакомого мне мира. Индусы запомнились все время улыбающимися и любопытными, как дети. Они совсем другие... и это потрясающе!
По возвращении домой, я долго думала над разницей восприятия жизни индусами и нами. До этого путешествия, ни кино, ни книги не давали мне представления о том, насколько мы разные и по своему, интересные. Мне захотелось увидеть, как живут люди в ещё более отдаленных уголках планеты. Я осознала, как важно принимать мир вокруг таким, каков он есть! Принять и понять непохожесть ребёнка, точку зрения мужа, другие взгляды соседей на жизнь.
В одной из наших экскурсионных поездок, мы посетили два храма. День такой выдался. Картинки того дня, до сих пор стоят перед глазами...
Одновременно я вижу акцию демонстрантов против Кока-Колы, свалку мусора с крысами, размером чуть меньше моего кота, не обращающими ни малейшего внимания на людей, рядом торговую палатку, в которой продавались забавные обезьянки, вырезанные из кокосовых орехов. Вот, одним кадром все это, разом. Но, все это сосуществовало в какой-то гармонии друг с другом. У меня был шок.
После этого мы приехали, небольшой группой, в храм. Храм - эротический. Камасутра там была, по всем стенам красочно нарисована. Люди на изображениях, с перекошенными от страсти, в основном синими лицами, принимали разные позы и предавались утехам. Некоторые позы были весьма затейливыми. Я , как женщина взрослая, утверждаю, что они просто выдуманы, так ни руки, ни ноги, выгнуть нельзя. Категорически.
Один парень в нашей группе, несмотря на запрет фотографировать, так удивился одной сцене, что достал телефон и начала клацать. Очень его впечатлило, он потом говорил. И тут разразился скандал. Разъяренная индийская женщина, буквально напала на нашего, любителя клубнички. Кричала громко, руками махала. Когда она стала говорить членораздельно, подкрепляя слова, двумя, возникшими из ниоткуда, индийскими мужчинами, мы поняли, что нам всем нужно выходить из храма. Да, всю группу выгнали, буквально в шею. Парня заставили все фото удалить. А мы не увидели все, что могли увидеть. Не ходят в чужой монастырь со своим уставом, смотреть значит можно, а фотографировать нет, грех, наверное.
Зато на выходе, я купила страшную куклу женщины, за 2 доллара, марионетку. А потом в автобусе вторую, куклу мужчины. Знакомая сначала купила его, а потом, досмотрев какой он страшный, передумала. Теперь эта парочка оттеняет красоту девочек нашего турагентства.
Заниматься йогой, было органично и гармонично одновременно. С виду настоящий йог, с улыбкой Деда Мороза в седую бороду, показывал асаны. В большой беседке, на свежем воздухе, это было прекрасно. Ну и пусть восьмидесятилетний старик, гнется раз в сто лучше, чем я, он же йог.
Ещё я встретила много рек. По некоторым мы плавали, на различных плав-средствах, на обычных и не совсем, и даже на плавучих домах, индусы их называли - хаузботами. А перед этим, я читала, что они называются - кеттуваллам. Ну не суть. Самое интересное в такой прогулке, это жизнь по берегам реки. Она кипит. Женщины в реке стирают, моют посуду, купают детей. Детвора постарше - с криками и смехом плещется и играет в наши догонялки. Мужчины режут камыш. Или сидят и думают. Или улыбаются. И все без исключения, увидев кораблик-дом, поднимают головы и улыбаясь, машут рукой!
Такой вот, Индия сохранилась в моей памяти. Для меня она пахнет благовониями и мокрыми цветами, океанским бризом и сырой рыбой. А на вид, она улыбается и машет мне рукой...
Добавить комментарий