Подпишись
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

ВСЕ ЛИ НАШИ НЕСЧАСТЬЯ ОТ ЛИЧНЫХ ГРЕХОВ И ПОЧЕМУ СТРАДАЮТ НЕВИННЫЕ ДЕТИ (часть 2)

 

          Исцеление больного при купальне (Ин. 5)

 

ГЛАВА 3. О ВЛИЯНИИ ГРЕХОВ РОДИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ РОДСТВЕННИКОВ

НА СУДЬБУ (ЖИЗНЬ) ИХ ПОТОМКОВ.

 

§1. Ветхом Завете неоднократно говорится о влиянии греха (вины) отцов на судьбы их детей.

Так, напр., за грех царя Давида (2 Цар. 11: 1-17), который сделал зло в очах Господа (2 Цар. 11: 26), поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело (2 Цар. 12: 15) и на седьмой день дитя умерло (2 Цар. 12: 18).

Приведем и другие примеры: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня» (Исх. 20: 5); «…Господь, Бог ... наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34: 6, 7); «А оставшиеся из вас … за беззакония отцов своих исчахнут» (Лев. 26: 39); «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» (Числ. 14: 18); «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор. 5: 9); «Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными» (Втор. 28: 58-63); «Готовьте заклание сыновьям его за беззакония отца их» (Ис. 14: 21); «Ты … за беззакония отцов воздашь в недро детям их -после них» (Иер. 32: 18); «Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззаконие их» (Плач. 5: 7); «и за грехи наши и отцов наших мы с братьями нашими и царями нашими и священниками нашими преданы были царям иноземным под меч, в плен и на разграбление с посрамлением до сего дня» (Езд. 2: 74); «не наказывай меня за грехи мои и заблуждения мои и отцов моих, которыми они согрешили пред Тобою» (Тов. 3: 3); «И, поистине, многи и праведны суды Твои — делать со мною по грехам моим и грехам отцов моих» (Тов. 3: 5) [4].

При этом, в соответствии с Исх. 20: 5 и Втор. 5: 9, наказанию за вину отцов подвергаются те дети, которые ненавидят Бога. В Библии также указывается, что каждый будет отвечать за свои преступления: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24: 16); «каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31: 30); «Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 19, 20).

В Новом Завете о связи детей с грехами их отцов рассказывается в: Мф. 23: 29-32, 35, 36; 27: 24, 25; Лк. 11: 50, 51, причем наиболее ярко это выражено в Мф. 27: 24, 25: «Пилат … умыл руки перед народом и сказал: не виновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших».

§2. Приведём и другие цитаты по данному вопросу.

«Блаженный Феодорит Кирский, отвечая на вопрос, соблюдается ли справедливость, когда дети наказываются за отцов, пишет: “Думаю, что угроза показывает паче Божественное человеколюбие. Ибо присовокуплено 'ненавидящим Мене' (см. Исх. 25: 5; 34: 7; Числ. 14: 18; Иер. 32: 18 П.Д.), то есть долготерпелив Я к отцам согрешившим, долготерпелив и к сынам. Но если внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков, то наложу наказание. Благочестие же предков надолго послужит во спасение роду (17)» (цит. по 19).

Старец Паисий Святогорец говорит: «Помню одну семью, на которую обрушилось многие напастей. Сначала тяжелая болезнь поразила главу семьи: несколько лет он промучился, будучи прикованным к постели, и после этого умер. Затем умерла его жена и дети — один за другим. Недавно умер и последний — пятый ребенок. Эта семья была прежде очень богатой, но дошла до нищеты, потому что для того, чтобы заплатить врачам и покрыть разные другие расходы, они распродавали все, что имели, за бесценок. “Почему же на них сыплется столько болезней и бед?” — удивлялся я. С некоторыми членами этой семьи я был знаком. По ним было видно, что их беды не имеют ничего общего с теми благословенными испытаниями, которые посылает своим избранникам Бог. “Скорее всего, — подумал я, — в их случаи вступили в действие духовные Божии законы”.

Для того, чтобы развеять сомнения, я постарался расспросить об их семье некоторых достойных доверия стариков — их земляков, которые рассказали мне следующее. Глава этой семьи получил от своего отца какое-то наследство и впоследствии увеличил его, совершая разные несправедливые деяния. Напр., какая-то вдова просила у него взаймы денег, чтобы выдать замуж свою дочь. Свой долг она вернула бы после уборки и обмола хлеба. Он же давал ей деньги при условии, что она перепишет на его имя свой участок под строительство дома. Будучи в нужде, несчастная давала ему все, что он просил. Другой человек просил взаймы для того, чтобы уплатить долг банку. Взятые деньги он вернул бы после уборки хлопка, но несправедливый глава семьи не соглашался и требовал взамен целое поле. Несчастный, боясь преследований со стороны банка, отдавал ему свое поле. Третий просил одолжить немного денег, чтобы заплатить врачам, и злой заимодавец требовал у него корову. Бедняк отдавал все то, что он просил. Таким способом этот человек сколотил себе немалое состояние.

Однако весь ропот страдальцев ударил не только по нему самому и его жене, но даже и по детям. Таким образом, вступили в действие духовные законы, и самим членам семьи несправедливого богача пришлось оказаться в шкуре тех, кто был обижен ими. Так, для оплаты врачей и прочих расходов, связанных с болезнями, несчастными случаями и другими бедами, они за бесценок распродали все, что имели. Из больших богачей они превратились в нищих, и ушли из жизни все — один за другим. Конечно, Бог будет судить в соответствии со Своей великой любовью и справедливостью. А те, кто, находясь в нужде, были вынуждены продать последнее, чтобы заплатить врачам или кому-то еще, и из-за этого обнищали, получат мзду в соответствии с той неправдой, которую они претерпели. Люди же несправедливые, претерпевая такие несчастья, оплачивают ими свои долги перед Богом» (из бесед со старцем Паисием Святогорцем) (цит. по 3: 202. См. ст.: «Несправедливость — великий грех»).

А. П. Лопухин полагает, что: «Наказание за грехи не всегда падает на самих грешников, но на их потомство, которое, впрочем, страдает не безвольно, а потому, что в нем Господь видит те же грехи, что и в предках (16)»; «Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор. 24: 16; Иер. 31: 30; Иез. 18: 1-32, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов» (21. См. толкование на Исх. 20: 4).

Вот как объясняет Флавий Патерий наказание детей за вину их родителей и родственников. «…Порочный отец наказывается в самом себе, но презирает и как будто бы не чувствует силу наказания. Поэтому он наказывается в детях, чтобы жгла его острая скорбь, и страдание отца отзывается в плоти сыновей, пока наказанием сыновей не будет наказана порочная душа отца. А почему не только маленьких, но и подросших детей поражает наказание за вину родителей, как иначе можно понять, если не так, что они искупают вину тех, чьему пути последовали. Почему и верно говорится: до третьего и четвертого рода. Потому что до третьего и четвертого рода сыновья могут видеть образ жизни родителей, которому они подражают, и мщение распространяется на тех, кто видит, что следует злу» (21. См. толкование на Исх. 20: 5).

 

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ НАКАЗАНИЯ ОДНИХ ЛЮДЕЙ ЗА ГРЕХИ ДРУГИХ

 

Рассмотрим теперь некоторые аспекты наказания одних людей за грехи других, включая смысл этого наказания.

§1. Вначале отметим, что дети не несут ответственности за грехи своих родителей. Им передаётся — не вина их родителей за совершённый грех, а передаются, в общем случае, — последствия этого греха. Так, напр., если родители употребляли наркотики, спиртное и курили, то и ребёнок у них может родиться с физическими и психическими отклонениями. Но это произойдёт не потому, что — ребёнок виноват в данных грехах родителей, или — на ребёнка перешла их вина или ответственность за неё, а — по определённым физическим и духовным законам наследственности! При этом физические последствия, — передаются на генетическом уровне. Именно такими законами Бог и наделил наш мир, заранее предупредив нас об этом! [5]. 

Приведём и другой пример. У одного праведного правителя был слуга, который исправно выполнял его повеления. За это слуга был в почести, имел множество привилегий, был богат, и всё его семейство пользовалось многочисленными благами, дарованными правителем. Но однажды слуга нарушил повеление правителя и был наказан за это. У него были отобраны привилегии и богатство. Но это наказание, как очевидно, коснулось не только виновного (т.е. слугу), но и всю его семью, включая детей, невиновных в преступлении отца. И не только уже родившихся детей, но ещё и не родившихся, и даже ещё и не зачатых, детей. И не только детей, но и внуков, и правнуков, согрешившего слуги. Ведь все они также будут расти в нищете, испытывая и другие негативные последствия гнева правителя на их отца, или последствия греха отца перед правителем, или последствия наказания отца за его грех. 

Поскольку ещё не родившиеся дети, никоим образом не могут лично участвовать в преступлениях своего будущего отца, то, следовательно, и после своего рождения они не могут иметь за данные преступления какой-либо вины. Именно поэтому, на детей, согрешивших родителей, передаётся не вина и ответственность за их грех, а, как уже говорилось, — только определённые последствия этого греха! 

В данном случае, конечно, могут возникнуть морально-нравственные вопросы о несправедливости, а также жестокости, законов, по которым страдают невинные!  Но здесь необходимо иметь в виду следующее. Если, напр., человек подбросит камень над своей головой (аналог греха), и не отойдёт в сторону (аналог отсутствия покаяния), то камень упадёт ему на голову (аналог наказания за грех). Однако при этом никто не будет рассуждать о несправедливости и жестокости физических законов! Так почему же мы хотим рассуждать о несправедливости и жестокости нравственно-духовных и наследственных законов?! Ведь все законы — Божьи, такова Его воля! И человек заранее и неоднократно был предупреждён о последствиях, как их — выполнения, так и — невыполнения! Напр., «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…» (Втор. 30: 19, 20); «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12: 13, 14).

Бог, как Создатель всего предоставил человеку две дороги (два жизненных пути). Одна из них ведёт к бессмертию, как следствию постоянного укрепления в праведности под благодатью Божьей. Другая — к смерти духовной, как следствию нарушения воли Божьей. Так и каждый человек, в соответствии со свободой, данной ему Богом, сам выбирает свой личный путь и несёт за это личную ответственность. Ибо Бог «от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его ... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (Сир. 15: 17).

§2. Рассмотрим теперь смысл наказания одних людей за грехи других. Термин «наказание», в общем случае, означает, принудительное и неприятное для человека последствие, связанное с виной (нарушением закона). При этом по светским (государственным) законам, наказание человека должно быть обязательно связано с его личной виной (личным преступлением). Однако по Божьим законам, — наказание человека не обязательно должно быть связано с его личной виной (см., напр., [6]). Здесь наказание может быть связано и с виной других людей: близких родственников; более далёких родственников; людей, вообще не относящихся к известным родственным связям с наказуемым. 

Вот как объясняет наказание одних людей за грехи других архим. Платон (Игумнов): «Воздаяние за преступление или за добродетельный поступок отдельного человека относилось в Ветхом Завете к целой общности людей. Источником этой идеи служил характер семейных отношений, но более важной причиной было то, что Бог избрал Израиль и заключил с ним Завет именно как с избранным и святым народом, а не как с отдельными личностями. Поэтому Бог мог наказать народ за грех одного человека и дать благословение и награду за личную праведность другого человека. Очевидный пример всеобщего наказания — история падения человека. Но есть много других подтверждений. Убийство, совершенное Каином, вызвало умножение беззаконий во всем его роде. Даже царь Давид своим прегрешением обрек своего сына, родившегося от незаконного союза, на смерть и свой царский род на беспрерывные войны и бедствия (2 Цар. 12: 7-14). Не только ближайшие потомки, но даже целый род может быть наказан за грех одного из его представителей. Классическое изречение о наказании, отмеренном Богом заведомо неповинным потомкам грешников (выделено — П.Д.), мы находим в книге Исход; тем более Его милость и прощение простираются на тысячи родов (Исх. 34: 7). Таким образом, понимание наград и наказаний в Ветхом Завете сводилось, главным образом, к благословениям в земной жизни и относилось больше к целому народу, чем к отдельной человеческой личности» (1: 98).

Старец Паисий Святогорец говорит: «Может случиться, что в какой-то семье дед или бабушка совершали какие-то несправедливые поступки, но на них самих это никак не отразилось. Однако наказание постигает их детей или внуков, которые заболевают и бывают вынуждены растратить на врачей то, что было собрано неправдой, чтобы таким образом оплатить долги предков…» (из бесед со старцем Паисием Святогорцем) (цит. по 3: 202. См. ст.: «Несправедливость — великий грех»).

По мнению иеромонаха Анатолия (Берестова) «Мы все в этой жизни связаны единой жизненной цепочкой. Грех одного человека порождает и грехи, и последствия грехов — страдания, болезни, смерть других людей. К тому же человек уже часто рождается с болезнями — последствием грехов родителей, бабушек, дедушек, прадедушек т. д. Совершенно очевидно, что грехи одних людей приводят к тяжелым последствиям для здоровья всей последующей жизни и других людей. Вспомните, грехи одного человека, скажем Ленина, Гитлера, Сталина, приводили к страданиям многих и многих миллионов, десятков и, может быть сотен миллионов людей. И посмотрите, когда мы совершаем какой-то грех, от греха этого могут страдать совершенно незнакомые нам люди порой за тысячи километров от того места, в котором мы живем…» (14: 47).

Таким образом, смысл наказания одних людей за грех и вину других, может заключаться в следующем:

чтобы родители задумывались о последствиях своих грехов в отношении своих детей (внуков, правнуков, праправнуков), и более тщательно контролировали свои поступки. При этом, по милости Божьей, наказания за грехи ближайших родственников даны нам, только «до третьего и четвертого рода». Это, по-видимому, объясняется тем, что в противном случае, — по грехам нашим, — человечество уже давно могло бы просто выродится (поскольку, напр., на ребёнка 4-го рода могут распространяться последствия грехов, как его отца, так и деда, прадеда и прапрадеда);   

чтобы, вообще, люди понимали и оценивали возможные последствия своих грехов для других людей. Ведь все мы находимся в определённом родстве, поскольку берём своё начало, в конечном итоге, от Адама и Евы. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли …» (Деян. 17: 26).

§3. Приведём цитаты из Священного Писания, характеризующие основные аспекты наказания детей за вину их отцов.

«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20: 5, 6);

«Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24: 16);

«В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина» (Иер. 31: 30).

«Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им … то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив … Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18: 14,17,19-22).

Сноски (примечания) и цитируемая литература приведены в продолжении части 2.

наказание детей страдания невинных причина страданий болезни вина за грех последствия греха родителей

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий