Ученые создали «коммутаторы», управляемые светом

Инженеры успешно объединили светочувствительные молекулярные решетки с графеном и другими 2D-материалами. Полученные таким образом «коммутаторы» управляются с помощь света.

Ученые создали «коммутаторы», управляемые светом

Графен и связанные с ним материалы обладают большим потенциалом для применений в сфере электроники, датчиков и устройств хранения энергии. Благодаря высокой чувствительности их поверхности, эти материалы являются идеальной платформой для изучения молекулярных взаимодействий и макроскопических электрических явлений.

Исследователи Европейского проекта «Graphene Flagship» из Страсбургского университета и CNRS (Франция) опубликовали свою работу в журнале Nature Communications, где рассказали о разработке нового типа «коммутаторов», реагирующих на свет и пригодных для использования в оптоэлектронике, в гибких и «умных» гаджетах.

Устройства состоят из слоёв графена и других 2D-материалов, скомбинированных с особыми светочувствительными молекулами. Эти молекулы были спроектированы и синтезированы в Graphene Flagship. Ультрафиолет и видимый свет инициируют в них обратимые химические трансформации.

Светочувствительные молекулы закрепляются на поверхности графена и двумерного дисульфида молибдена с атомарной точностью, образуя гибридную макроскопическую суперрешётку. Её освещение вызывает коллективную перестройку всей супрамолекулярной структуры, наблюдаемую с субнанометровым разрешением методом сканирующей туннельной микроскопии.

Ученые создали «коммутаторы», управляемые светом

Ещё более важно, что эта световая реорганизация на молекулярном уровне вызывает большие изменения макроскопических электрических свойств гибридных устройств.

Молекулы вместе со слоями графена и родственных материалов могут превращать одномолекулярные события в пространственно однородное коммутационное действие, порождающее макроскопический электрический отклик. Этот новый и универсальный подход поднимает супрамолекулярную электронику на новый уровень.

Теперь исследователи могут задуматься о высокопроизводительных, многофункциональных, гибридных устройствах под управляемых с помощью самого распространенного и мощного источника энергии - света. опубликовано econet.ru

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.