Прожить дольше помогает не только вкус сладкого, но и вкус воды – правда, пока что эту закономерность удалось обнаружить лишь у плодовых мушек.
Сладости обычно ассоциируются с ожирением и диабетом (не говоря уже о кариесе), и потому влияние сладкого на продолжительность жизни, очевидно, должно быть однозначно плохим – тот, кто есть много сахара, рискует много болеть и рано умереть. Однако Джой Альцедо (Joy Alcedo) из Университета Уэйна и её коллеги из Мичиганского университета обнаружили, что сахар, наоборот, может продлевать жизнь.
Хотя тут нужно сразу подчеркнуть, что исследователи, во-первых, экспериментировали на мухах дрозофилах, а, во-вторых, изучали не столько судьбу сахарных веществ в организме мух, сколько вкусовые ощущения. Так что корректнее было бы сказать, что продолжительность жизни насекомых зависела не от сахара, а от чувства сладкого.
Вкусовые рецепторы у дрозофил располагаются на ногах, крыльях и в ротовом аппарате. Если с помощью генетической мутации были выключены ротовые «сладкие» рецепторы, продолжительность жизни дрозофил вырастала, но, если отключали вообще все рецепторы, отвечающие за сладкое, мухи жили заметно меньше своих нормальных товарищей. При этом исследователи специально оговаривают, что количество съедаемого тут роли не играло: дрозофилы могли есть много, могли есть мало, но, лишённые «сладких» рецепторов, всё равно жили недолго.
Можно сказать, что сладкий вкус продлевал дрозофилам жизнь – именно сам вкус, не само сладкое вещество, каким бы оно ни было. При этом горький вкус оказывал противоположный эффект: если мухи не чувствовали горького, они жили дольше. Но самый удивительный эффект относился ко вкусу воды: если насекомые не чувствовали воды, продолжительность их жизни вырастала на целых 43%. Влияние вкуса воды было сильнее, чем эффект от способности чувствовать горькое или сладкое. Похожие результаты, кстати говоря, ранее были получены на нематоде Caenorhabditis elegans: продолжительность жизни червей зависела от того, какие вкусы они чувствуют или не чувствуют.Почему так происходит, исследователи пока не знают, хотя некоторые предположения у них есть. Вкусовые ощущения дают нам информацию о том, что мы едим, и, в зависимости от этих сведений, организм принимает то или иное решение – например, как лучше управлять метаболизмом. Ощущение сладости, как пишут учёные в своей статье в Proceedings of the National Academy of Sciences, стимулирует в мозге дрозофил специальный сигнальный путь, влияющий на работу инсулина. От инсулина, как известно, зависит обмен углеводов, и можно предположить, что при неспособности чувствовать сладкий вкус расстраивается управление инсулином, а из-за этого нарушается и углеводный обмен. А нарушенный углеводный обмен, в свою очередь, может плохо влиять на продолжительность жизни, даже если муха особенно много углеводов-то и не ела.
Что же до вкуса воды, то тут, как полагают авторы работы, всё дело в защитной реакции организма: если дрозофила не чувствует вкуса воды, ей кажется, что наступает неблагоприятный засушливый период, и поэтому в организме начинают накапливаться жиры, которые при расщеплении дают воду и которые можно использовать как внутренний водяной резерв. И хотя засуха эта ложная, заранее накопленные жиры могут служить своеобразной «подушкой безопасности» против каких-либо неблагоприятных условий, если они всё-таки наступят.
Такие исследования имеют отношение не только к червям и мухам, но и к людям: способность чувствовать – или не чувствовать – тот или иной вкус влияет на нашу «пищевую политику», то есть на любовь к одним продуктам и нелюбовь к другим. И потому повышенная или пониженная чувствительность к сладкому, горькому и т. д. легко может повлиять на обмен веществ и благополучие организма в целом.
Добавить комментарий