Экология потребления.Мотор: Давайте рассмотрим плюсы и минусы использования персонального электротранспорта, посчитаем примерную стоимость использования и поразмышляем на тему того, могли бы мы использовать его как утилитарный транспорт.
Сейчас вокруг нас появляются новые средства передвижения, которые пока воспринимаются скорее как игрушки для удовольствия, чем транспорт. Но, возможно, в течении достаточно короткого времени произойдет изменение отношения к электросамокатам, моноколесам и другим легким и доступным электрическим устройствам. Для удобства, пожалуй, стоит объединить их всех одним именем — персональный портативный электротранспорт.
Давайте рассмотрим плюсы и минусы использования персонального электротранспорта, посчитаем примерную стоимость использования и поразмышляем на тему того, могли бы мы использовать его как утилитарный транспорт, а не для того, чтобы просто покататься в выходной день в парке.
Сценарии использования
Есть 2 основных сценария использования персонального портативного транспорта:
Тогда, нормальным расстоянием для меня будет около 15 километров в условиях города, которые я смогу с удовольствием преодолеть на велосипеде или электросамокате, предпочтя такой транспорт автомобилю или метро. Многократно ездил по такому маршруту:
В таком случае, путь разделяется на три участка А-B B-C и C-D, где А-B и C-D — это участки, где мы передвигаемся «своим ходом” а B-C — это участок, где нас везет метро, монорельс или электричка.
Собственно, такой вариант использования — это тот путь, с помощью которого ежедневно в крупных городах добирается на работу большинство из тех, кто не может/не хочет ездить туда на своем автомобиле.
Требования к средству передвижения в зависимости от сценария использования будут разными. Если нужно передвигаться по первому сценарию, то, в целом, будет почти все равно, какой у нашего средства передвижения вес и портативность (если конечно не затрагивать особенности храниения/парковки, наличия лифта дома итд) Зато, важен будет общий комфорт езды, пробег на одном заряде и максимальная скорость. Скорее всего, оптимальным средством передвижения под первый сценарий будет полноценный электровелосипед с большим аккумулятором и мощным двигателем.
Для второго сценария крайне важной становится сама возможность пересаживаться в общественный транспорт, поэтому вес и складываемость будут более важными параметрами, чем максимальный пробег и скорость. Оптимальными средствами тут выглядят не большие, легкие и складные конструкции: моноколеса, электросамокаты, ховерборды.
Тут я хочу сразу сказать, что расчет скорее гипотетический, это связано с тем, что полноценной статистики по ресурсу различных персональных электрических средств передвижения найти не удалось. Для примерного расчета я возьму достаточно дорогой и качественный электросамокат, владельцем которого я являюсь. Чтобы рассматривать его как “сферического коня в вакууме” не буду указывать модель и производителя, рассмотрим характеристики и цену.
От самоката прямо таки веет надежностью, и я вполне серьезно рассчитываю на 600 полноценных циклов использования. Что выйдет из строя раньше — не знаю, посмотрим: может быть это будет аккумулятор, может быть колеса или амортизаторы. Стоимость самоката 60000 рублей. Получается 100 рублей за цикл или, если проезжать по 25 км между зарядками, то по 4 рубля за километр.
Стоимость электричества пренебрежительно мала в данном случае: емкость аккумулятора в пол киловатт часа, даже если принять кпд зарядки как 50%, сделает стоимость заряда равной 3 рублям по самому дорогому тарифу, то есть, не больше 3% от стоимости ресурса.
Личный автомобиль
С личным авто, конечно, сравнивать сложнее всего — стоимость использования различных автомобилей может различаться на порядок. Если считать стоимость использования при ежедневных поездках бюджетного автомобиля по очень приблизительной формуле: (стоимость топлива)х2 когда такая же сумма, что мы тратим на топливо откладывается на ТО, страховку, замену авто на новый, то, опять же приблизительно, в городском цикле пробег в 100 километров пути будет обходится нам примерно в 700 рублей (по 350 на топливо и ресурсные траты).
Итого один км — 7 рублей.
Такси
По данным Яндекс такси:
Средняя дальность поездки — 23 километра;
Средняя стоимость — 560 рублей.
Получаем среднюю стоимость километра 20 рублей.
Маршрутка/автобус/тролейбус
Средняя стоимость поездки — 40 рублей
Средняя дистанция — 5 километров
Итого 8 рублей за километр.
Итак, рассмотренный электросамокат (напомню, что один из самых дорогих на рынке) получается дешевле в использовании чем любая классическая альтернатива.
По субъективным впечатлениям поездки на дистанции до 5 км однозначно быстрее, чем на автомобиле (где потеря времени происходит на завести/прогреть/выехать с парковки/припарковаться) и тем более быстрее общественного транспорта (где нужно дойти до остановки, дождаться, дойти от остановки).
По моей оценке при максимальной скорости в 30 километров в час, средняя скорость получается около 20 километров в час: потеря времени происходит на светофорах и подземных переходах. Конечно, она сильно зависит от стиля езды и состояния дорог.
Средняя скорость передвижения на автомобиле в Москве составляет 55 километров в час, но включая в себя и ночной МКАД и центральные переулки во время утреннего или вечернего часа пик, является недостаточно детализированным параметром.
По, опять же, личным наблюдениям в те моменты когда на светофорах скапливается столько автомобилей, что они не успевают проехать за один цикл светофора, передвижение на самокате становится более быстрым, чем автомобильное.
С несколькими допущениями можно утверждать, что передвижение на электросамокате дешевле и сравнимо по затратам времени в условиях мегаполиса с автомобилем, такси и общественным транспортом.
Дорогие компактные модели можно использовать для обоих типичных сценариев (как поездки от точки А к точке B, так и поездки, когда персональный транспорт используется для преодоления “первой” и “последней мили” со скоростным общественным транспортом посередине).
Более дешевые или специализированные модели, возможно, будет эффективнее использовать для решения только одной задачи — или относительно длинные поездки от точки до точки на тяжелом ресурсном электро велосипеде с большой максимальной скоростью, либо, наоборот, только короткие поездки в стиле “до метро и от метро” на более простом электросамокате или ховерборде.
Главное — перестроить свое восприятие 11 килограммовой игрушки. На ней можно не только с удовольствием гонять по веложорожкам в парке, но и очень эффективно передвигаться в ежедневном режиме. опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках
Источник: https://econet.kz/
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Добавить комментарий