Подпишись
Религиозная философия
Поскольку «человеческое сердце не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществи...

СТРАХ И ЛЮБОВЬ БОЖЬИ В ВЕТХОМ И НОВОМ ЗАВЕТАХ

Страх Божий это боязнь Божьего наказания за непослушание (нарушение Его воли). Любовь Божья тоже связана с боязнью, но не наказания, а боязнью огорчить Отца Небесного своим непослушанием. Боязнь наказания это признак рабства. Боязнь огорчить непослушанием — это признак сыновства. Страх и любовь Божии — это различные ступени (степени, уровни) духовного состояния человека, имеющие очень важное значение.

Рассмотрим, что говорится по данным вопросам в христианском учении, включая библейскую и святоотеческую антропологию.

§1. О страхе Божьем

В Ветхом Завете пишется, в частности, что страх Божий — это «начало мудрости» (Пс. 110: 10; Прит. 1: 7; 9: 10; 15: 33); «истинная премудрость» (Иов. 28: 28); «начало», «полнота», «венец», «корень премудрости» (Сир. 1: 15, 16, 18, 20); «отводит от зла» (Прит. 16: 6); «ведет к жизни» (Прит. 19: 23); «является сокровищем» (Ис. 33: 6); «отгоняет грехи» (Сир. 16: 21). Также фактически утверждается, что тот, кто пребывал в страхе Господнем не был Им оставлен (Сир. 2: 10).

В Новом Завете отмечается, в том числе, что «зная страх Господень, мы вразумляем людей» (2 Кор. 5:11) и призывается «совершать святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1), а также «повиноваться друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Апостол Павел пишет о совратившихся в пути: «Нет страха Божья перед глазами их» (Рим. 3:18) и наставляет: «Итак, возлюбленные мои … со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие…» (Филип. 2:12).

Святоотеческое учение также учит нас страху Божьему.

Прп. Иоанн Кассиан говорит: «Пригвоздившись к страху Господню ... мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти» (прп. Иоанн Кассиан) (цит. по 1: 70).

Первый патриарх Константинопольский Каллист (1397) и сподвижник и брат его Игнатий (Ксанфопулы) отмечают, что «святые отцы в порядке добродетелей страх Божий ставят после веры» (цит. по 2: 324).

Много пишет о страхе Божьем свт. Тихон Задонский, например:

«Страх Божий и ЛЮБОВЬ великия суть дарования, и от Бога происходят: сего ради надобно о том усердно молиться» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 1, с. 207);

«Понеже истинный страх Божий есть дар от Господа, якоже Сирах глаголет (Сир. 1:13): того ради должно его нам усердною молитвою у Бога просить, чтобы сердце наше и вся чувства страхом Своим оградил» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 2, с. 257);

«Страх Божий есть свет душевный, а отсутствие страха — тьма» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 4, с. 379);

«Вера имеет страх Божий и духовную радость и веселие. И сия в верной душе по переменам действуют; то есть, то страх и трепет она чувствует, то радость и веселие ощущает…» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 5, с. 286);

«Боящийся Бога любит Его, отвращается мирской суеты» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 2, с. 18);

«Христианин должен ходить пред Богом со страхом» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 4, с. 17);

«Человек должен почитать Бога страхом» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 5, с. 80);

«Без страха Божия не бывает богопочитания» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 5, с. 311);

«Убоимся убо, возлюбленне, Единаго Бога, да ничего и никого не убоимся. Ибо кто Бога поистине боится, тот никого и ничего не боится (Пс. 25; 32; 33; 35 и 36). Кто Бога единаго боится, тот все в Боге находит; ему Бог — честь, слава, богатство, утешение, живот и все блаженство, хотя от людей чести, славы богатства, утешения и живота лишается. Понеже кто Бога боится, тот в милости у Бога находится, яко боится Его прогневать и оскорбить. А кто в милости Бога находится, тому почто бояться немилости и свирепости врагов? Бог — все, и кроме Бога все ничто, и злоба всех, диаволов и злых людей — ничто» (цит. по 3:994 со ссылкой на 4, т. 5, с. 330). См. также 3:994-1001.

 

По словам прп. Иоанна Лествичника: «Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию, — свою совесть» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица. — 1998. С. 11. Слово 12, гл. 7); «Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божья нет в человеке» (Иоанн Лествичник. Лествица. — 1998. С. 187,188. Слово 26, гл. 39-48).

Свт. Игнатий (Брянчанинов) также полагает, что «уныние», которое является одной из злейших страстей, представляет собой, в том числе, «лишение страха Божья» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). В помощь кающемуся. — М.: Отдых христианина, 2002. С. 3-6).

Прп Оптинский старец Антоний считает, что «кто боится Бога, тот не боится ни воров, ни мошенников…» (Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. В 2-х т. Т. 2. П–Я. — М.: ДАРЪ, 2009. С. 427 со ссылкой на «Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000».

 

Такое огромное значение придаётся страху Божьему в Христианстве ещё и потому, что если страх (боязливость) перед властью земной превышает страх перед властью Небесной (страх Божий), то человек руководствуется уже не заповедями Божьими, а желаниями власти. При этом страх Божий теряет свою силу и перестаёт направлять человека. В результате, у такого боязливого человека развиваются духовные метастазы, препятствующие духовному развитию, прерывается связь с Христом. И наступает духовная смерть — разъединение души с Богом.

Поэтому, в Откровении Иоанна Богослова участь боязливых «в озере, горящем огнем и серою», также, как и неверных, скверных, убийц, любодеев, чародеев, идолослужителей, лжецов», причём боязливые здесь находятся на первом месте (Отк. 21: 8). 

Именно поэтому и учит свт. Григорий Богослов: «Всего страшнее — бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины!» (Свт. Григорий Богослов, Архиеп. Константинопольский. Творения: В 2 т. Т. 1: Слова. Прил.: свящ. И. Виноградов. Догматическое учение св. Григория Богослова. — М.: Сибирская Благозвонница, 2007. 896 с. // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1. С. 134, 135. Слово 6).

Свщ. Павел Адельгейм говорит: «Со страха Божьего духовная жизнь начинается. Это её первая ступенька. Вот преподобный Авва Дорофей написал книгу Азбука духовная. В этой книге он рассказывает о духовном возрождении, о духовном пути. Начинается эта книга с главы о страхе Божьем. И Священное Писание говорит: Начало премудрости страх Господень. Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом. Вот это благоговейное отношение человека к Богу и есть начало его духовной жизни» (5).

Заметим, что о страхе Божьем говорится и в православных утренних молитвах: «Святы́й А́нгеле …  моли́ся за мя ко Го́споду, да утверди́т мя в стра́се Свое́м … Ами́нь» (молитва девятая, к Ангелу хранителю).

§2. О различных видах страха Божьего

Каллист и Игнатий Ксанфопулы говорят, что страх Божий двояк. Один для новоначальных, другой для совершенных.

«О первом страхе Божьем — новоначальных. Знай же, возлюбленнейший мой, что страх божий двояк: один — для новоначальных, а другой — совершенных. О первом страхе так написано: Начало мудрости страх Господень (Пс. 110: 10; Прит. 1: 7); Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас (Пс. 33: 12); страхом Господним уклоняется всяк от зла (Прит. 15: 27), и идеже страх, ту заповедей соблюдение. И прп. Исаак говорит: “Страх Божий есть начало добродетели. Он почитается порождением веры и сеется в сердце, когда ум отстранится от суетности мирской, чтоб собрать владеющиеся мысли свои от рассеяния непрестанным углублением в будущее возуустроение всяческих” (Сл. 1, с начала); также: “Начало истинной жизни в человеке — страх Божий; а он не терпит пребывать в душе вместе с рассеянием мыслей” (там же, с. 4); еще: “Умудрись же в основание шествия своего положить страх Божий, и в немногие дни станешь у врат Царствия, не кружась по пути” (там же, с. 7).

О втором — совершенном страхе Божием. О втором или совершенном страхе Божьем так сказано: Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его (Пс. 111: 1); Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! (Пс. 127: 1); Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его (Пс. 33: 10); се тако благословится человек, бойся Господа (Пс. 127: 5); Страх Господень чист, пребывает вовек (Пс. 18: 10).

Пишет и св. Петр Дамаскин: “Признак первого страха есть ненавидеть грех и гневаться на него, как гневается на зверя угрызенный им; а страха совершенного признак есть — любить добродетель и бояться превращения; ибо никого нет, кто бы был не превратен; почему в этой жизни, при всяком деле, должны мы всегда бояться падения” (Кн. 2, сл. 3, с. 14, в русском переводе). Посему и ты, разумно слыша сие, потщися вместе со всеми указанными выше добродетелями непрестанно держать в себе, как следует, и первый страх. Ибо он есть как бы сокровищехранилище всякого доброго деяния самое крепкое. Пребывая таким, ты всегда будешь иметь стопы свои направляемыми к деланию всех заповедей Господа нашего Иисуса Христа. простираясь же далее сим путем, приобретешь ты и совершенный страх, чистый, по любви к добродетелям и милости благого Бога нашего» (6:324,325).

Заметим, что сих двух великих подвижников (Ксанфопулов) Симеон Солунский называет богоносными отцами, движимыми Духом (6:297).

Прп. Серафим Саровский так определяет виды страха Божьего: «Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай» (7:104).

полном богословском словаре о страхе Божьем сказано: «Страх Божий — означает вообще одну их великих добродетелей и обязанностей человека и имеет разные значения: а) страх, боязнь, опасение наказания от Бога, как низшая ступень добродетели страха Божия; б) удивление, трепет, ужас перед величием событий; в) благочестие, благочестивая жизнь; г) совершеннейшая чистота и святость жизни, как высшая степень страха Божия, простирающаяся до отсутствия страха Божия, до отождествления его с совершеннейшую, сыновнею любовью к Богу» (8:2122).

§3. О соотношении страха Божьего и любви Божьей

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18).

«...Евангелие, которое вообще, вместо духа страха пред законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы…» (9:290-293).

«Хорошо было бы, если бы человек мог слушаться Господа своего по побуждению любви, если бы он мог всегда свободно и легко исполнять заповеди Бога своего, но свобода заключает в себе возможность колебания и падения, поэтому свобода имеет нужду в подкреплении сильном, которое могло бы остановить колебания и удержать от наклонности ко злу, — а таковое есть страх смерти» (10:8).

§4. О страхе Божьем и любви Божьей в Ветхом и Новом Заветах

И в Ветхом Завете, и в Новом Завете, страх Божий имеет важное значение. Также следует отметить, что и в Ветхом Завете звучит призыв к любви, например, «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5), «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).

Вместе с этим, призыв к любви в Новом Завете звучит ярче и сильнее (1 Ин. 4:18). Ведь Христианство — это религия любви, поскольку «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8,16). В Евангелие от Иоанна, в частности, сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16); «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34).

Иными словами, с одной стороны, и в Ветхом, и в Новом, Заветах положительно говорится о большом значении страха Божьего и любви Божьей. С другой стороны, в Ветхом Завете основной акцент делается на закон и страх его невыполнения. В Новом же Завете, основной акцент делается на благодать и любовь. Ибо «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17).

Только любовь к Богу, включающая исполнение Его заповедей и соединяющая с Ним человека, делает нас истинно свободными и истинно счастливыми. «Ибо Ты — истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христос Бог наш, И Тебя воспевает все творение вовеки. Аминь» (Благодарственные молитвы по Святом причащении. Молитва 1-я).

 

ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Скурат К. Е. Великие учители Церкви. — Клин: Христианская жизнь, 1999.

2. Добротолюбие / пер. с греч. свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. — Т. 5. — М.: Сретенский монастырь, 2004.

3. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского — М.: Самшит – издат, 2003.

4. Творения свт. Тихона 6-го издания, 1899.

5. Слово о. Павла в Неделю 19-ю по Пятидесятнице. 
Лк. 5. 1-11. О необходимости трудиться в духовной жизни. // Памяти отца Павла Адельгейма. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.facebook.com/paveladelgeim/posts/1820331398021430?__tn__=K-R, свободный.

6. Добротолюбие / пер. с греч. свт. Феофана Затворника: в 5-ти тт. — Т. 5. — М.: Сретенский монастырь, 2004.

7. Преп. Серафим Саровский. Житие, пророчества, наставления: сб. — Минск: Лучи Софии, 1998.

8. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2-х тт. — Т. 2. — Изд-во П. П. Сойкина. 1992. Репринтное издание.

9. Филарета Митрополита Московского и Коломенского творения / вст. ст., сост. свящ. М. Козлова. — Отчий дом, 1994.

10. Вечные загробные тайны. Как живут наши умершие, их союз с живыми, их блаженство и муки. По учении Священного Писания, Отцов и Учителей Церкви // сост. игум. Антоний. — 4-е изд. — М.: Афонский Русский Пантелеимонов мон-рь, 1908.

 

страх Божий любовь Божья

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Комментарии (Всего: 0)

    Добавить комментарий